Murmanthorns

Объявление

Введите здесь ваше объявление.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Murmanthorns » Психология Бдсм » статьи


статьи

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Г.Б. Дерягин

САДОМАЗОХИЗМ

Термины «садизм» и «мазохизм» ввел в научный обиход один из пионеров сексологии – Р. фон Крафт-Эбинг [3]. Ими он обозначал сексуальную девиацию, заключающуюся в достижении полового удовлетворения посредством духовного или физического страдания, причиняемого партнером или самому себе в процессе партнерских взаимоотношений. Сами же термины происходят от фамилий писателей маркиза де Сада и Леопольда фон Захер-Мазоха.

Садизм — эротическая потребность полного господства над другим человеком, овладения им и подчинения его в такой значительной мере, что ему можно даже причинять боль, физические и моральные унижения [2]. Садисту, по сути дела, чаще важен не сам половой контакт, а получение удовольствия от страдания жертвы, при этом эгоцентризм и нарциссизм – важные характеристики сексуальных садистов [9, 20]. Встречаются случаи и несексуального садизма или, по крайней мере, скрытого сексуального садизма, например, родителей по отношению к их собственным детям. Существует мнение, что недостаточное влияние отцов на мальчиков в результате покорности перед агрессивной женой, и психический садизм матерей по отношению к ребенку препятствуют гетеросексуальной идентификации мальчиков, формируя бисексуальность и садомазохизм [16]. Обследования матерей-садистов, жестоко обращавшихся с детьми, показало, что их поведение повторяло собственные детские воспоминания о подобном обращении с ними их матерей. Таким образом, существует фамильная цепь передачи извращенного поведения.

Жестокое обращение с детьми является причиной формирования у детей садомазохизма с преобладанием мазохизма [13, 22]. При этом происходит расширение диапазона сексуальной приемлемости, вплоть до включения в него деструктивных форм полового поведения с формированием сексуальной зависимости от этих форм; происходит виктимизация ребенка, у некоторых формируются и криминальные тенденции [1]. Неблагоприятным, но весьма ярким признаком криминализации ребенка с развитием сексуального садизма и склонности к серийным сексуальным убийствам в последующей жизни является серийное живодерство, проявленное в подростковом и юношеском возрасте [11]. Считается, что ребенок всегда открыт пожеланиям своей матери и исполняет те её требования, которые доставляют ей удовольствие, успокоение, вызывают её внимание к нему и взаимность, даже если поведение матери угрожает его безопасности и противоречит жизненным потребностям. Таким образом, садистская мать формирует мазохизм у своего ребенка, который будет сопровождать его всю жизнь [14].

Ранее особый акцент делался на связь боли с сексуальным наслаждением, что отразилось в названии алголагния, предложенном как синоним садизма (от греческих слов «алгос» — боль и «лагния» — сладострастие). Однако К. Имелинский [2] это название считает недостаточно точным, поскольку сама по себе боль, ис­пытываемая партнером в сексуальной ситуации, но без садист­ского контекста властвования над ним, не вызывает сексуального наслаждения у человека, проявляющего садистские наклонности. По мнению К. Имелинского, мазо­хизм является противоположностью садизма, из ко­торого он возникает вследствие формирования чувства вины. Этот механизм закрепляется вследствие углубления чувства вины, сты­да и страха, которые связаны со сферой сексуальности. Этим, на­пример, объясняется желание некоторых женщин (проявляюще­еся в фантазиях или сновидениях) быть изнасилованными, по­скольку насилие снимает чувство вины, при этом мазохистские наклонности женщины могут стать причиной ее зависимости от преступника.

В отличие от садизма, мазохизм заключается в достижении сексуального наслаждения в ситуациях, связанных с полной подчиненностью и покорностью по отношению к сексуальному партнеру (пассив­ная алголагния, пассивизм, пассиофилия). Подчинение воле другого человека сопровождается тем, что причиняемая им физи­ческая боль, физические и моральные унижения доставляют мазохисту сексуальное наслаждение. Отношения мазохиста с обществом могут строиться на основе поведения, вызывающего у окружающих негативные реакции, агрессию по отношению к «плохо» себя ведущему мазохисту. Человек как бы наказывает себя, дискредитируя свой имидж, отвергая благожелательность со стороны людей и возможность установления выгодных контактов с потенциальными партнерами, что в дальнейшем порождает у мазохиста чрезмер­ное чувство вины. Человек с мазохистскими чертами нередко подсознательно, провоцирует напря­женность и конфликты в партнерской паре, поскольку это уси­ливает эмоциональное напряжение и создает возможность на­слаждаться самоунижением, самоистязанием и удовлетворять сексуальные потребности в ситуации «наказания» [2].

Садизм и мазохизм представляют собой девиации, дополняющие друг друга и сливающиеся в понятии садомазохизм, который является выражением биполярности и бисексуальности чело­века. Раньше считали, что садомазохизм ограничивается лишь сферой сексуальности, но в настоящее время стало понятно, что это явление выходит далеко за рамки сек­суальности и проявляется в социальной сфере. Здесь интересна и представляется важной мысль З. Фрейда [5] о первоначальном разруши­тельном влечении: «Мы можем его воспринять лишь при двух условиях – если оно соединяется с эротическими вле­чениями в мазохизме (аутоагрессия) или если оно как аг­рессия направлено про­тив внешнего мира (гетероагрессия) – с большим или мень­шим эро­тическим добавлением. Напрашива­ется мысль о значи­мости не­возможно­сти найти удов­ле­творе­ние агрессии во внешнем мире. То­гда она, возможно, от­ступит назад, уве­личив силу господ­ствующего внутри само­разрушения. Не нашедшая выхода агрессия может означать тяжёлое поврежде­ние; всё выглядит так, как будто нужно разрушить дру­гое и других, чтобы не разрушить самого себя». Таким образом, мазохизм, по своей сути, является направленным на себя садизмом.

У садомазохистов отмечается высокий уровень саморазрушительных потребностей, внешними проявлениями которых являются табакокурение, алкоголизм, склонность к употреблению сильнодействующих и токсических веществ. Более 50% садомазохистов являются алкоголиками, подавляющее большинство их курят [1, 7]. Некоторые садомазохисты причиняют себе достаточно серьезные телесные повреждения, другие же постоянно наносят себе поверхностные повреждения, например, прижигая свою кожу сигаретами, прокалывая ее и т.п. [21]. Неблагополучие подростков из дисфункциональных семейств с жестокой матерью внешне проявляется формирующимся садомазохизмом в виде анорексии или булимии, склонностью к членовредительству, заменяющей нормальную, физиологическую мастурбацию [17].

Садистские и мазохистские наклонности не только не исключают партнерства, но и способствуют укреплению партнерской связи в случае удачного подбора партнерской пары, в которой у одного партнера преобладают садистские наклонности, а у другого — мазохистские. В партнерских отношениях партнер-мазохист ведет себя так, как ему указывает его партнер-садист, что уже доставляет наслаждение обоим. Это делает сек­суальные переживания более глубокими и страстными, особенно тогда, чем меньше у человека возможностей удовлетворить свои социальные властные потребности или быть социально востребованным. Людей с садомазохистскими установками сближают два механизма:

1) сексуальная потребность, влекущая взаимно партнеров;

2) потребность в домини­ровании, лидерстве, власти или в покорности и подчинении.

Садомазохизм, не считая крайних проявлений вроде убийства на фойе сладострастных переживаний или самоубийства на этой же основе, является наиболее распространенной сексуальной девиацией, а в незначительной степени проявляется у всех людей [2].

Массовыми проявлениями садомазохизма в истории были бои гладиаторов, охота на людей в священных рощах во времена Римской империи, взявшей начало у этрусков, военные походы, бои быков, рабство, а также флагеллантизм и аскетизм как порождение христианства. Методы воспитания, основанные на применении телесных наказаний, что нашло широкое применение в Римской империи, способствовали усилению садомазохистских наклонностей. Нас же интересует криминальный аспект садомазохизма.

Реализация садомазохистских наклонностей начинается с соответствующих мастурбаторных фантазий, при этом полное подчинение партнера становится либо экзистенциальной потребностью самоутверждения, либо относительно безвинной партнерской игрой, участие в так называемых BDSM-отношениях (см. ниже). В первом случае, убийство с целью получения сладострастных переживаний яв­ляется крайним проявлением садизма. Исследования показывают, что детские и подростковые садомазохистские фантазии являются следствием жестокого обращения родителей или иного социального окружения с детьми. В дальнейшем садистские мастурбаторные фантазии, как правило, требуют и находят выход в реальную жизнь, при этом действия садомазохиста во многом являются подсознательным копированием детских травматических воспоминаний [13, 19].

0

2

ДС отношения - критерии гармоничности
Всем известно, что Тематические отношения – это, потенциально, территория повышенного риска. И совсем не редкость случаи, когда Тематические отношения оказываются источником негатива для одного из партнеров. Случаи явного неадеквата рассматривать сейчас я не буду – об этом неоднократно уже писалось и говорилось на форумах. Хочется обсудить тему, которую, насколько я помню, до этого особо пристально не рассматривали. А именно – Д/с отношения – гармоничные и не очень. Причем рассмотрим мы те потенциальные опасности и риски, которым подвергается сабмиссив, так как в Д/с отношениях его позиция более уязвима, чем у Доминанта.

Для начала, выделим те признаки, по которым можно оценить Д/с отношения (да и вообще любые отношения). Понятно, что все они будут в той или иной степени субъективны, но они должны быть достаточными, чтобы на них можно было ориентироваться. Самым главным признаком, характеризующим, насколько гармоничны Д/с отношения в паре – является субъективное ощущения счастья/удовольствия/позитива от этих отношений у партнеров. И, когда его нет, или, тем более, отношения являются источником дискомфорта – следует задуматься, все ли с ними в порядке…

Попробуем разложить на составляющие это самое ощущение счастья. Из чего оно складывается?
Любые отношения удовлетворяют потребности партнеров, в них состоящих. Итак, какие потребности удовлетворяют Д/с отношения? Потребность в общении с близким человеком и потребность в наличии такого человека – в первую очередь. А также – потребность в сексе, потребность в Тематических воздействиях. Очень важная потребность для сабмиссива – потребность в наличии контролирующего и направляющего субъекта (она, по сути, складывается из ряда потребностей, но при рассмотрении Д/с отношений мы можем ее выделить в единое целое). И ряд потребностей менее значимых.

Итак, мы выделили несколько ключевых потребностей сабмиссива с Д/с отношениях. Потребность в наличии близкого человека и общении с ним, потребность в наличии контролирующего и направляющего субъекта – Доминанта, если обратиться к привычной Тематикам терминологии, потребность в сексе, потребность в Тематических воздействиях. Ощущение счастья, удовольствия от общения – будет тогда, когда эти потребности удовлетворены (полностью или практически полностью). В случае же, если потребности не удовлетворены, то, в зависимости от того, насколько сильна разница между желаемым и получаемым, возникает дискомфорт, фрустрация той или иной степени выраженности.

Даже одна из вышеперечисленных потребностей, будучи хронически неудовлетворенной, вызовет рано или поздно весьма ощутимый дискомфорт. В случае же, если они не удовлетворены комплексно – сабмиссив, как правило, очень быстро скатывается в депрессию, причем иногда ее выраженность достигает клинических значений, то есть речь идет уже о депрессии не в общепринятом понимании, а о депрессии как о диагнозе.

Причин, по которым такое возможно – довольно много. Но основная – невозможность у Доминанта выделять достаточное время на общение с сабмиссивом, то есть, чаще всего – наличие семьи либо просто постоянного партнера, от которого скрывается факт наличия параллельных отношений. Этот вариант – не единственный, также причиной подобных проблем может послужить нежелание Доминанта устанавливать достаточно близкий контакт с сабмиссивом, либо реальная невозможность выделения достаточного количества времени на сабмиссива – проживание в разных городах, крайняя загруженность по работе и т.п. Но вариант наличия основного партнера и сокрытие от него факта параллельных отношений – наиболее распространен, причем лидирует он с хорошим отрывом от всех остальных.

Хочется обратить внимание, что нельзя указать точно, сколько времени и внимания нужно уделять тому или иному сабмиссиву. Во-первых, этот показатель будет у всех разный. Во-вторых, достаточность/недостаточность можно определить только опосредованно, по тому, насколько удовлетворены потребности, и, соответственно, насколько сабмиссиву в таких отношениях комфортно/некомфортно. Но, разумеется, в любом случае – любому сабмиссиву в Д/с отношениях требуется уделять весьма много времени и внимания.

Далее. Следующей по распространенности ситуацией является ситуация, когда Доминант не удовлетворяет потребность сабмиссива в наличии контролирующего и направляющего субъекта. Это, как правило, объясняется либо нежеланием нести за сабмиссива какую-то ответственность, либо банальным неумением это делать – ведь не секрет, что объявить себя Доминантом и являться Доминантом – это далеко не одно и то же.

Две эти ситуации, либо по отдельности, а зачастую – сочетаясь, и являются причиной подавляющего большинства случаев, когда Д/с отношения резко дискомфортны для сабмиссивов.
Для чего же Верхние идут на такие отношения? Почему не ограничиваются, к примеру, БД сессиями? Ведь БД нижний требует значительно меньше времени, внимания и усилий, чем нижний в Д/с? Причин тому несколько, но основная – желание получить от сабмиссива максимум того, что он может дать. Максимум секса, максимум любви, максимум восхищения. Максимум прав на него, что тоже немаловажно… А то, что в любых отношениях должен быть баланс между потреблением и отдачей – такие Верхние иногда не задумываются, а иногда элементарно не хотят понимать, в силу инфантилизма, эгоизма либо каких-то иных индивидуальных качеств.

Почему же сабмиссивы не разрывают отношения, которые явно дискомфортны для них, а иногда и откровенно деструктивны? Это происходит в силу самых разных причин. Но ряд из них – опять-таки, характерен для большинства случаев. Сабмиссивы обладают рядом характерных личностных качеств. Сабмиссивы, как правило, больше, чем в среднем по популяции – склонны к образованию зависимостей; склонны передоверять другим людям принятие каких-либо серьезных решений, отличаются большей внушаемостью и подверженностью к влиянию со стороны значимых людей. А если к этому добавить естественную для любого человека сложность разрыва отношений, если к этому добавить, что в Д/с отношениях зачастую происходит еще большая потеря умения принимать решения, если учесть, что потенциальных Тематических партнеров по определению мало – то мы имеем ситуацию, которую имеем. То есть ситуацию, когда сабмиссив зачастую не разрывает отношения, которые не только не приносят ему удовольствия, но которые являются источником значительного дискомфорта.

Эта статья – попытка помочь сабмиссивам, которые попали в подобную ситуацию. Потому как Тематическое сообщество, на мой взгляд, не всегда правильно относится к подобным ситуациям и подобным сабмиссивам. Очень часта ситуация, когда высказывается мнение типа – ”Не нравится – разрывай отношения. Не разрываешь – сама(сам) виновата!”. С моей же точки зрения, далеко не всегда речь идет о вине сабмиссива. Более того, с моей точки зрения – далеко не всегда такие отношения можно назвать Д/с отношениями. Потому что отношения, в которых один партнер получает максимум, отдает минимум, игнорирует потребности партнера, пользуясь тем, что второму в силу личностных особенностей сложно эти отношения разорвать – это не Д/с и не Тема. Это манипуляция и паразитирование. И такого партнера нельзя назвать Доминантом – он манипулятор и потребитель. И относиться к нему нужно – соответственно.

Резюмируя - гармоничные Д/с отношения можно описать очень просто. Сколько получаешь –столько отдаешь. Это правило, верное для обоих партнеров. Сколько получил прав на сабмиссива – столько же получил и обязанностей – уделять время, внимание, заботиться. Аналогично и у сабмиссива, сколько получил обязанностей и ограничений от Доминанта – столько же уделенного на себя внимания и времени вправе ожидать. Понятно, что права и обязанности не измеришь и не взвесишь на весах для сравнения. Более того, если двое в отношениях счастливы, нужды изучать этот баланс и не возникнет. Но при необходимости - почувствовать этот баланс может каждый. И, если он нарушен – это повод серьезно задуматься.

14.04.2009
(с) Freeman

UPD. Добавил из диалога с другом.
Цитата(DD123456 @ 15.4.2009, 4:11)
Вот самое интересное, что не получился у тебя простой рецепт гармоничных отношений. ))))) Ну, не бывает рецептов счастья, счастье либо бывает, либо нет. И не понравился мне образ "Доминанта", обязанного лебезить вокруг сабмиссива и выполнять все его прихоти. Хрень какая-то, а не "Доминант" ))))) И сабмиссивы очень часто бывают ненасытны в своих желаниях. А, ограничивать их в этих желаниях есть право и обязанность Доминанта.

Freeman
Хорошая аналогия пришла в голову, по поводу баланса в отношениях. По потребностям сабмиссива - можно провести аналогию с потребностью в еде. Я не скажу точно до граммов и калорий, сколько нужно есть моей нижней. Но если я буду раз в несколько дней давать ей полбулки хлеба и стакан молока - получится, что я держу ее на голодном пайке и недодаю положенного. А если она мне заявит что-то вроде - "Я хочу на завтрак бутерброды с черной икрой, на обед - салат из трюфелей, а на ужин - запеченое филе лосося, вот вынь мне и положь, я в этом нуждаюсь" - получится, что она капризничает, выставляет мне прихоти и требует больше положенного. Так и с любой потребностью - нужно чувствовать баланс, и, с одной стороны, сабмиссиву уметь держать свои потребности/запросы/ожидания в рамках разумного, а с другой - Доминанту эти рамки не нарушать самому, и удерживать в них сабмиссива при необходимости. Но начать все-таки с того - чтобы не нарушать их самому...

UPD2. Вставил еще кусок обсуждения.
Цитата(мну @ 15.4.2009, 6:58)
4. тут уже скажу за себя - если к этому добавить, что в Д/с отношениях зачастую происходит еще большая потеря умения принимать решения - я не знаю у кого как, может есть нижние где то которые четко могут что то решить (я бы очень хотела с такими познакомится)- когда я остаюсь одна, и мне дают волю принимать решение самой, или говорят "ты должна чувствовать, как поступить" - мне делается дурно. я не слабый человек, в многих жестоких жизненных ситуациях у меня быстрая реакция - на предмет прорыва труб, пожара, смерти близких, ущерба своему здоровью , но в ДС - я не могу ничего решить правильно. как показывает опыт - я постоянно лажаю. делаю не то, говорю не то и поступаю не так , как хотелось бы Верху. я никогда не понимала , почему сложно сказать мне, своей нижней поступить вот так вот или таким вот образом. в итоге получается очередное лажание, в котором я виновата. тут я согласна с Фриманом - если твой низ спрашивает как поступить, ну тяжело же разве ответ дать то??? объясните мне пожалуйста. я не понимала и не понимаю.

Freeman
Скажу так - Д/с отношения и притягательны для сабмиссива как раз тем, что он имеет возможность уйти от необходимости принимать сложные решения и переложить эту необходимость на Доминанта. Понятно, до абсурда это доводить не стоит, но важные, значимые решения в Д/с отношениях принимает за сабмиссива Доминант, и Доминант же принимает на себя ответственность за принятое решение. А если он раз за разом говорит сабмиссиву - "решай сама", значит, в данной паре Д/с-а нет, а партнер - не Доминант, а максимум БД Верхний. Жестко достаточно пишу, но так оно и есть. Если сабмиссив отказывается подчиняться Доминанту - это не сабмиссив, а максимум БД нижний. Если Доминант отказывается брать на себя ответственность за сабмиссива, то есть отказывается принимать за него важные, сложные решения и нести за эти решения ответственность - это не Доминант, а максимум БД Верхний.

0

3

Значение структуры характера в формировании садизма

Фромм пишет о значении структуры характера в формировании садизма. У человека, который еще в меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности, выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у человека играет характер, являющийся специфической структурой, организующей человеческую энергию, направленную на достижение цели, а также определяет паттерн поведения. Фромм выделяет особый садистско - эксплуататорский характер, суть которого состоит в эксплуатации других людей, которых обладатель такого характера деперсонифицирует, т.е. относится к ним как к "человеческому материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной машине(вспомним, что среди идеологов фашизма бытовало понятие "человеческий материал"). К слову упомянем известную мысль И.Канта о том, что человек ни в коей мере не может быть средством, он всегда есть цель). Деперсонификация это по сути есть процесс превращения субъекта в объект или иными словами человека в вещь. Основным стремлением продуктивной личности Фромм считает жажду любить, дарить, делиться с другими.

Влечения эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю такого характера абсолютно естественными. Человек с садистически - эксплуататорским характером может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность(там же).

Фромм вводит понятие "социальный характер", под которым понимает трансцедентирование человеческой(имманентной ему как биологическому виду) энергии в специфической форме необходимой для функционирования конкретного общества. Категория "характер" вводится Фроммом, как одна из важнейших для объяснения феномен злокачественной агрессии, т.к. страсть к разрушению и садизм обычно коренятся в структуре характера. Таким образом, у человека с садистическими наклонностями эта страсть по объему и интенсивности становится доминирующей компонентой структуры личности.

Фромм вводит такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление ко всему живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. некрофилия характерологическом смысле определяется Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто механическому(небиологическому) а, кроме того, страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей. Влечение к мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может проявиться также в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем- насилие. Для некрофила характерно убеждение, что насилие это- "способность превратить человека в труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их проблем. Менее явное представительство некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее формах(ипохондрия) , а также к теме смерти(там же).

Трудноуловимой чертой некрофильского характера является безжизненность(отсутствие или снижение способностей к эмпатии, а также тонких эмоциональных дифференцировок). Умный, образованный некрофил может говорить о вещах, которые сами по себе могли бы быть и интересны, но преподносит он их чопорно, холодно, безучастно, педантично, безжизненно и формально. Противоположный тип характера- биофил, напротив, может говорить о переживаниях, которые сами по себе не очень интересны, но подает он их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим настроением. В качестве яркого примера некрофильского характера Фромм приводит Гитлера, анализируя становление его личности на протяжении всей его жизни.

Для целей выживания, человек должен получать удовлетворение своих физических потребностей и его инстинкты заставляют его действовать в том направлении, которое требуется для выживания. Однако удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не делает человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.

Согласно Фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.

Жажда власти, жадность или нарциссизм - все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее , чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о "заученном поведении", о стереотипе или подражании.

А.Гелен отмечал, что духовные институты радикально канализируют притязания субъекта, его представления и рефлексии. Он также критикует эпоху, которая обрекает человека на утрату контактов с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как недостаток- иллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время Геленовская теория фантазии многослойна - он считает человека "фантазирующим существом". Одиночество и самоуглубление.
Существенный признак отличающий человека от животных самоуглубление. Животное знакомится с внешним миром, но не может стать само для себя объектом познания.

Как и животное человек окружен вещами и другими существами, но не растворяется в них, подобно животному, но может отгородится от них, углубившись в себя(там же).

Бытие в реальности с малой долей рефлексии возможно лишь при достаточно высоком базальном - аффективном фоне, который сопровождается достаточно сильной интенсивностью восприятия и способностью к концентрации внимания. В противном случае он погрузится в себя с последующей рефлексией и последующее будет подчинятся законам внутреннего мира - идеаторной сфере(фантазиях и рефлексии) , той самой, которая "порождает чудовищ". Такой уровень бытия, В геленовском смысле подобен сну, дереализации(там же).

Как считает Г.Маркузе на всем протяжении существования общества культурному подавлению подвергались не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные стороны бытия человека, но сама структура его инстинктов. Однако именно в этом принуждении и заключалась основная предпосылка прогресса. Так как неуправляемый (не подавляемый) сексуальный инстинкт и его двойник агрессивный инстинкт губительны. Разрушительная сила обоих инстинктов проистекает из императивного стремления к получению максимального удовольствия - удовлетворении как самоцели. Вспоминается пример с мышью которой в мозговую зону удовольствия были введены электроды и которая стимулировала себя до той поры пока не погибла от истощения. Отсюда возникла необходимость отклонить инстинкты от их цели путем наложения на них запретов -гарантом этих запретов служит обычно власть оправляя это с помощью различных законов и моральных и социальных норм, а также религиозных догматов. С репрессии, регламентации, модификации инстинктов начинается цивилизация. Сублимированная таким образом энергия идет как на творческий, так и на рутинный труд целью которого является поддерживание цивилизации. Узда на инстинктах поддерживается силовыми структурами власти, а также положительными и отрицательными санкциями. Человекообразное животное только тогда становится человеком, когда происходит радикальная трансформация его природы, оказывающей воздействие не только на цели инстинктов, но также на их "ценности", т.е. принципы, управляющие достижением целей. Эту перемену Фрейд описал как трансформацию принципа удовольствия в принцип реальности. Бессознательное в человеке стремится только к достижению удовольствия; психическая деятельность любого действия, которое могло бы вызвать неприятные(болезненные) переживания".

Однако несдерживаемый принцип удовольствия непременно ведет к конфликту с природным и человеческим окружением. Индивид приходит к тому, что полное и безболезненное удовлетворение всех его потребностей невозможно. Происшедший после этого кризис приводит к новому принципу-реальности. Вследствие этого человек приобретает умение отказываться от моментального, неверного и чреватого опасностью удовольствия ради отсроченного, сдерживаемого, но "гарантированного" удовлетворения(там же).

С упрочнением принципа реальности человечек, который представлял собой не более чем набор животных инстинктов превратился в организованное "Я", стремящееся к тому что, "что полезно" и что может быть получено без ущерба для себя и для своего жизненного окружения. Под воздействием принципа реальности у человека развивается функция разума и следующее из него способность к мышлению анализу и синтезу, вниманию, памяти и суждения. Он становится сознательным, мыслящим субъектом, приводимым в движение рациональностью навязанной ему извне. И только одна форма умственной деятельности "стоит особняком" от власти принципа реальности фантазия сохраняющая приверженность принципу удовольствия(там же).

По мнению гештальтпсихологов (Ф.Перлз) агрессия и деструкция (целого) (как элементы восприятия) необходимы для последующего глубоко восприятия(понимания). Процесс следующий за деструкцией есть реконструкция. Деструкция и реконструкция относится не буквально к физическому объекту, а к нашему поведению по отношению к объекту. Таким образом любые доверительные отношения между людьми возможна только если разрушаются определенные барьеры, так что люди начинают понимать друг друга(об этом говорил и К.Лоренц). Такое понимание предполагает, что человек исследует партнера, подобно тому, как мы исследуем картину("расчленяя ее") , так, что его "части" связываются с собственными потребностями, которые именно благодаря этому контакту выступают на передний план. Иначе говоря если переживание не деструктурируется, а "заглатывается" целиком (интроецируется) оно не может быть ассимилировано (интериоризировано) и таким образом воспринимается как форма, а не содержание. Не интериоризированное воспринимает субъект как объект, т.е. деперсонифицирует его. Межличностные контакты могут существовать только при достаточной способности к деструкции и последующей реконструкции, а эти два процесса являются производными взаимодействия эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер(что же будет происходить при их нарушении?).

Еще Клерасбо было отмечено, что для формирования агрессивных личностей (лиц с деструктивным поведением) имеет идеаторная сфера(агрессивно-садистические фантазии. Не редко садисту хватает одной фантазии для достижения сексуального возбуждения. Фантазия- это процесс программирования будущих возможных действий или показатель существования и работы такой программы.

Большинство психотических больных, даже когда они дают волю своим фантазиям и через галлюцинации и бред искажают реальность в угоду своим эмоциональным потребностям, тем не менее сохраняют определенное реальное представление о возможности перехода в иной мир. В известной мере они имеют двойное существование. Сохраняя некоторые представления о реальном мире, они защищаются от него и живут, как отражение его в самим ими сотворенном мире, мире их фантазий.

Фантазия (идеаторная сфера) , способность воображения - главный компонент мысли; при психозе эта способность воображения используется не для того, чтобы овладеть реальностью, а для того, чтобы избежать ее. Положительные и отрицательные фантазии - в зависимости от отношения к ним субъекта, могут быть эгосинтоническими или эгодистоническими.

Таким образом, фантазия является составной частью мышления или даже каким либо специфическим его видом. Вид мышления (абсолютистко - дихотомическое и т.п.) практически прямо пропорционально зависит от аффективной сферы человека, которая является производным типа мозговой деятельности и может меняться под воздействием экзогенных пертурбаций. Примером может служить мышление человека находящегося в состоянии депрессии и противостоящего ему мышления человека находящегося в маниакальном возбуждении.

0


Вы здесь » Murmanthorns » Психология Бдсм » статьи