Murmanthorns

Объявление

Введите здесь ваше объявление.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Murmanthorns » Немного Истории » История возникновения БДСМ


История возникновения БДСМ

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Истоки BDSM, как явления, уходят корнями в глубокую древность. Ритуальные бичевания были известны еще в 9 веке до н.э. Так, в Древней Греции, публичная порка спартанских мальчиков проходила перед алтарем Артемиды Ортии ежегодно. Одно из самых ранних графических свидетельств садомазохистских сцен сексуальной направленности было найдено в Этрусской усыпальнице в Таскании. Внутри пещеры Tomba della Fustigazione (6 век до н.э.) изображены двое мужчин, которые порют женщину палкой и рукой во время любовных утех. Ряд фресок эротического характера, обнаруженных при раскопках Помпей, также содержат элементы БДСМ (порка мужчиной женщины рукой, женщина в повелительной позе над мужчиной и т.п.)[1]

Тексты садомазохистского содержания имеются также в Кама Сутре:

...Говорят, что любовное удовольствие подобно состязанию, ибо любви свойственны распри и дурное настроение... В силу подобной склонности нанесение ударов - также часть [любовного удовольствия]. Места [ударов] - плечи, голова, грудь, спина, бока... Эти [удары] четырех видов: тыльной частью руки, согнутой ладонью, кулаком и распрямленной ладонью. (Часть 7, гл. 15-16: О применении ударов)

Эпизодические упоминания о той или иной форме БДСМ как прелюдии или замены сексуальных отношений присутствуют в европейской литературе начиная с XIV столетия. Можно предположить, что средневековое явление возвышенной любви с ее рабской преданностью и платонической страстью было своего рода предтечей БДСМ.

Вместе с тем, как особую форму сексуального поведения BDSM стали рассматривать только с конца XVIII века, когда в странах европы начался процесс медицинской и юридической категоризации сексуальных отношений. В романе "Фанни Хилл" английского писателя Джона Клеланда, изданном в 1749 году, присутствует сцена эротического бичевания. Упоминия о борделях, специализировавшихся в том числе на порке, встречаются начиная с 1769 года. Несколько позже в свет вышли произведения маркиза де Сада. По существу, романы де Сада были первыми литературными произведениями полностью БДСМной тематики. Вместе с тем, произведения де Сада имели практически полностью садистскую направленность (что и послужило причиной появления самого термина «садизм»). В XIX веке произведения де Сада были "уравновешены" творчеством Леопольда фон Захер-Мазоха (Leopold von Sacher-Masoch), в частности, известным романом «Венера в мехах» (Venus in Furs), в котором главный персонаж хочет, чтобы его возлюбленная обращалась с ним как с рабом.

Вместе с тем, несмотря на закрепление в медицинской литературе таких понятий, как садизм и мазохизм, идеи Захер-Мазоха и особенно де Сада очень далеки от современной субкультуры БДСМ, в особенности в основных принципах полного информирования, безопасности и добровольности. В своем современном виде БДСМ зародилась на рубеже XIX и XX столетий и, вероятнее всего, явилась развитием эротических игр с элементами доминирования-подчинения, практиковавшихся в европейских борделях.

Дальнейшее развитие шло по пути выделения БДСМ в отдельный тип сексуального поведения. В частности, создавались литературные произведения данной направленности. Американский психолог Роберт Бьенвену считал, что своим появлением современный БДСМ обязан трем книгам: "European Fetish" (1928), "American Fetish" (1934), and "Gay Leather" (1950).

Появление первых графических произведений с элементами БДСМ относится к началу XX века. Первые фотографии, полностью посвященные тематике БДСМ, появились в 1950-х годах. Их автором был известный американский фотограф и режиссер Ирвинг Клоу, издавший в это время серию фотографий в стиле БДСМ (в основном с известной в то время эротической моделью Бетти Пейдж). Кроме того, Клоу снял один из первых эротических фильмов по этой тематике и организовал издание комикса, созданного знаменитыми впоследствии БДСМ-художниками Джоном Вилли и Эриком Стантоном.

Примерно в это же время Бетти Пейдж стала одной из самых успешных моделей таких направлений, как фетиш и пин-ап, поднявшись практически до уровня секс-символа, что на волне начинавшейся на западе сексуальной революции повлекло распространение БДСМ. Итальянский писатель и дизайнер Гвидо Крепакс, чьи произведения во многом определили развитие стиля европейского "комикса для взрослых" второй половине XX века, использовал в своих работах образ Пейдж. Примерами быстрого распространения BDSM-тематики в фотографическом искусстве второй половины XX века могут служить работы таких фотографов, как Хелмут Ньютон (Германия) и Роберт Маплторп (США)

Определенное влияние на распространение БДСМ оказало появление таких движений, как "Old Guard leather" и "Samois". "Old Guard leather" представляла собой сеть закрытых клубов гомосексуальной направленности, созданных солдатами американской армии, вернувшимися из Европы после окончания Второй Мировой войны (в тот период в американской армии гомосексуализм получил достаточно высокое распространение). В этих клубах воссоздавалась атмосфера сплетения жестокости, эротизма, военной иерархии и дисциплины, подобная военной. Организация пребывала в изоляции до 1970-х годов, после чего субкультура "вышла в мир" и утратила гомосексуальную направленность. "Samois" была организацией того же типа, но образованной лесбиянками-феминистками. Действия этой организации привели к началу распространения БДСМ среди лесбиянок, а в 1970-х годах "Samois", как и "Old Guard leather", "вышла в мир", но не утратила своей лесбо-направленности. В сегодняшнем виде оба этих движения являются одним из ответвлений субкультуры БДСМ.

Распространение БДСМ значительно ускорилось в 1990-х годах с появлением сети Интернет, особенно после появления юзнет-сетей типа alt.sex.bondage, объединявших людей, занинтересованных в альтернативных сексуальных отношениях, и в частности, БДСМ. Этой же компьютерной сети alt.sex.bondage приписывается и создание в начале 1990-х годов аббревиатуры "BDSM" (самая ранняя интернет-публикация с использованием аббривеатуры датируется июнем 1991 года).

0

2

НАСТОЯЩИЙ ВАМПИР ИЗ ТРАНСИЛЬВАНИИ

Константин Николаев

Дракула... В сознании миллионов людей это имя связано с образом легендарного вампира из мрачной и загадочный страны Трансильвании — днем он притворяется безжизненным телом, а ночью выходит на тропу убийств, наводя ужас на целые поколения жителей и... зрителей, а также читателей начиная аж с 1897 года. Именно в тот год он стал главным действующим лицом имевшего ошеломляющий успех романа ужасов Брэма Стокера.

Но гораздо меньшее число людей знает, что имя бессмертного персонажа Стокера позаимствовано у настоящего Дракулы, жившего в реальной Трансильвании за четыре века до этого. И хотя тот Дракула не был вовсе кровопийцей в прямом смысле этого слова, он стяжал себе не менее жуткую славу как кровавый тиран, чья жестокость стала извечным и самым, пожалуй, ярким примером садизма.

Настоящий Дракула родился в 1430 или 1431 году в старинном Трансильванском городке Сигишоаре и был вторым сыном Влада II — князя Валахии. Унаследовав власть отца, он стал Владом III, хотя больше был известен как Влад Цепеш, то есть Сажатель на кол. Отца его звали Дракул — “дьявол”, — может, потому, что он был неустрашимым бойцом, или же из-за того — и это вернее всего, — что являлся членом католической секты ордена дракона, а в тех местностях дракон был синонимом дьявола. Во всяком случае, Влад III нарек себя Дракулой, сыном Дракула.

Он был храбрым воином, но подчас трудно было понять, чью сторону он занимал в той или иной схватке между восточными и западными религиями, церквами и культурами, смешавшимися в подвластном ему княжестве. То он склонялся к туркам, то к венграм, от римской католической церкви переходил к ортодоксальной, воевал под знаменами ислама на стороне османов. В политическом хаосе той эпохи он никогда твердо не стоял на ногах. Трижды терял и вновь обретал Валахию — часть Южной Румынии, включающую и области Трансильвании.

Впервые он оказался на валахском троне в 1448 году, на который его посадили турки, после того как отец и старший брат пали от рук венгерских наемников. Напуганный турками, которые одно время покровительствовали ему, он бежал, но вернулся на трон в 1456 году, уже при венгерской поддержке. Следующие шесть лет его правления отмечены жестокостями. В те времена пытки и убийства политических противников были обычным делом — XIV—XV века запечатлелись в истории как эпоха неслыханных зверств и преступлений. Но выходки Влада, ставшие впоследствии примером для Ивана Грозного, перекрыли рекорды даже тех лет. Число его жертв не поддается счету. По одной из легенд, он заманил в засаду отряд турок, с которыми должен был мирно встретиться для переговоров, пригласив их в город Тирговиште, снял с них одежду, посадил на колья и сжег живьем.

Его жертвами становились не только враги, но и собственные подданные — знать и обычные крестьяне, а также случайные путники. Подозревая всех без разбора, он казнил невиновных людей. Так, его солдаты обнаружили и сожгли группу купцов, пересекавших его земли. Не забыли умертвить даже возниц. В другой раз, по тем же причинам, он собрал вместе 400 иностранных учеников, в основном мальчиков, изучавших в Валахии язык и обычаи, загнал их в одно помещение, запер и поджег дом.

Обычно он сажал свои жертвы на колья. Но этого ему казалось мало, и садист придумывал для жертв всяческие другие способы умерщвления — протыкал их кольями спереди, сзади, сбоку, через грудь, живот, пупок, пах. Нанизывал их на колья через рот, вниз головой;

придумывал такие способы, чтобы человек дольше мучился. Изобретал разные виды смерти для людей различного возраста, пола и положения. Готовил с этой целью специальные колья в виде геометрических фигур, особенно любил изогнутые.

По неизвестной причине казнил население всей деревни, расставив колья разной длины по кругу на склоне холма, разместив старосту и других представителей местной власти сверху, чтобы те могли оттуда в последний раз окинуть затуманенным взором свои бывшие владения.

Брэм Стокер, автор “Дракулы”. Рожденный фантазией автора в 1897 году, граф-вампир до сих пор бродит по свету в фильмах, романах и пьесах

Он украшал общую картину казней выдранными ногтями, головами, ушами и половыми органами. Тех, кому недоставало кольев, душил, варил в масле или ослеплял. Особое удовольствие получал, когда жертвы “плясали и извивались на своих кольях”. Наблюдая за их мучениями, он говаривал: “О, какие чудные мгновения они испытывают!”

Благодаря недавнему для того времени изобретению печатного станка истории о “художествах” Дракулы распространялись по Европе еще при его жизни. Он стал излюбленным персонажем памфлетистов, чьи произведения были популярны во многих странах. Будучи предтечами будущих иллюстрированных журналов, эти издания на титульных листах помещали обращения к замиравшим от ужаса читателям типа: “Кошмарная история чудовища и мучителя по имени Дракула, отличившегося такими враждебными христианству деяниями, как сажание людей на кол, разрубание их на куски, варение женщин и детей живьем, а также каннибализм”. Публика скупала и читала такие книжонки, млея от страха и любопытства одновременно и забывая при этом, что их родная инквизиция была горазда на не менее страшные действа...

Так Дракула стал первым международным персонажем средств массовой информации.

Но, невзирая на свои преступления, на родине, в румынском фольклоре, он остался героической фигурой, изгнавшей захватчиков. Немцы же в издаваемых ими книгах особо подчеркивали жестокость и садизм Дракулы, поскольку среди его жертв-трансильванцев было много выходцев из Германии. Но множество леденящих душу сцен было почерпнуто и из других источников — русских свидетельств, воспоминаний папы Пия II (его легат в Венгрии встречался с Дракулой), румынских баллад и сказаний, только подтверждавших и множивших немецкие примеры.

Одно из самых запоминающихся зверств Дракулы имело место 2 апреля 1459 года в Брашове и стало результатом длительного спора Влада с местными купцами. В конце дня отряды князя стали сгонять народ на холм у часовни на окраине города. Всего набралось около 20 тысяч человек, главным образом представителей местной знати. Они в ужасе наблюдали за тем, как солдаты жгли их дома, а потом началась традиционная процедура водружения на колья.

Ближе к ночи склон холма превратился в лес кольев, по которому лились потоки крови и катились головы тех, кому не нашлось места на остриях. Во время казни один местный боярин, как передают, содрогнулся от жуткого запаха и вида крови. И Дракула, обладавший своеобразным чувством юмора, приказал посадить несчастного на самый высокий кол, чтобы его меньше беспокоили неприятные ароматы. Самого же князя ни само зрелище, ни зловоние не смущали. По преданию, он преспокойно обедал возле умерших и умирающих в мучениях сограждан.

Его нельзя было обвинить и в предпочтении того или иного сословия. Однажды он собрал бояр целой области и стал расспрашивать их, кто при чьем правлении жил. Они не подозревали, что Дракула вознамерился отомстить за жестокое убийство своего брата и отца и пытался выяснить, кто из бояр мог присутствовать при их смерти. В результате более 500 человек были посажены на колья и умерли страшной смертью возле его дворца.

В другой раз он пригласил к себе во дворец бедных жителей, предложил им раздеться, угостил обедом. Когда те расслабились, все двери неожиданно захлопнулись и дом запылал сразу с разных углов. “Я сделал это для того, чтобы навсегда искоренить бедность в моем государстве, чтобы никто более не страдал”, — с циничным юмором заявил князь.

Женщины были особой мишенью для этого монстра. История повествует о том, что однажды Дракула встретил бедно одетого крестьянина. “Твоя жена явно не достойна тебя”, — заявил он. И хотя крестьянин пытался уверить князя, что жена его вполне устраивает, он приказал посадить ее на кол, а вдовцу подобрать новую женщину.

Неверные жены, девушки, рано потерявшие невинность, и вдовы, нарушившие траур, подвергались немедленному наказанию. Им вырезали половые органы, сдирали кожу живьем и выставляли на всеобщее обозрение.

Одна из легенд донесла до наших дней случай с одной из его любовниц, которой тоже не удалось избежать смерти. Застав господина в сварливом состоянии, она попыталась вернуть его в хорошее расположение духа, поведав, что беременна. Дракула обвинил ее во лжи. Желая доказать, что она его обманывает, он вытащил меч и распорол ей живот. Легенда не сообщает, оказался ли он прав в своей догадке.

Коварный нрав Дракулы проявился и когда к нему прибыли послы турецкого султана, но не сняли тюрбанов, когда кланялись. Дракула осведомился, почему они не выказали ему уважения. “Таков обычай нашей страны”, — ответили те. На это граф сказал, что поддерживает этот обычай, и приказал приколотить их тюрбаны к головам гвоздями.

Никто не знает, сколько человек казнил или замучил разными способами этот тиран. Папский легат, епископ Эрлау, у которого не было оснований преувеличивать, сообщает, что Дракула обрек на погибель 100 тысяч человек, но другие источники наводят на подозрение, что и это число занижено.

“Повесть о Дракуле-воеводе”... В “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин назвал эту повесть “первым русским историческим романом”. Рукопись ее заканчивается именем переписчика — это монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин. Но кто автор? Известно, что в 1482 году Иван III посылал в Буду дипломата Федора Курицына. По предположению академика А. X. Востокова, “довольно вероятно можно приписывать сочинение этой повести или самому Курицыну, или кому-нибудь из его свиты, слышавшему описания происшедшего его очевидца”.

Вот краткое содержание “Повести” в передаче Н. М. Карамзина.

Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски — Дракула, а по-нашему — Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его.

Однажды пришли к нему послы от турецкого царя и, войдя, поклонились по своему обычаю, а колпаков своих с голов не сняли. Он же спросил их: “Почему так поступили: пришли к великому государю и такое бесчестие мне нанесли?” Они же отвечали: “Таков обычай, государь, наш и в земле нашей”. А он сказал им: “И я хочу закон ваш подтвердить, чтобы крепко его держались”. И приказал прибить колпаки к их головам железными гвоздиками...

Царь же весьма разгневался, и пошел на Дракулу войной, и напал на него с великими силами. Тот же, собрав все войско свое, ударил на турок ночью и перебил их множество. Но не смог со своей небольшой ратью одолеть огромного войска и отступил. И стал сам осматривать всех, кто вернулся с ним с поля битвы: кто был ранен в грудь, тому воздавал почести и в витязи того производил, а кто в спину — того велел сажать на кол...

И отправил царь к Дракуле посла, требуя от него дани. Дракула же воздал послу тому пышные почести, и показал ему свое богатство, и сказал ему: “Я не только готов платить дань царю, но со всем воинством своим и со всем богатством хочу пойти к нему на службу, и как повелит мне, так ему служить буду...” И рад был царь, ибо в то время вел войну на востоке. И тотчас послал объявить по всем городам и по всей земле, что когда пойдет Дракула, никто никакого зла бы ему не причинял, а, напротив, встречали бы его с почетом. Дракула же, собрав все войско, двинулся в путь, и сопровождали его царские приставы, и воздали ему великие почести. Он же, углубившись в турецкую землю на пять дневных переходов, внезапно повернул назад, и начал разорять города и села, и людей множество пленил и перебил, одних турок на колья сажал, других рассекал надвое и сжигал, не щадя и грудных младенцев. Ничего не оставил на пути своем, всю землю в пустыню превратил, а бывших там христиан увел и поселил в своей земле. И возвратился восвояси, захватив несметные богатства, а приставов царских отпустил с почестями, напутствуя: “Идите и поведайте царю вашему обо всем, что видели: сколь смог, послужил ему. И если люба ему моя служба, готов и еще ему так же служить, сколько сил моих станет”.

Он потерял трон в 1462 году и, свергнутый боярами, провел 20 лет в венгерской крепости. Затем его освободили, чтобы он принял участие в борьбе против османов, а после Дракула снова завладел валахским троном. И была последняя неравная схватка с турецкой армией недалеко от Бухареста. Источники описывают его смерть по-разному. Одни утверждают, что его убили предатели-бояре. Другие говорят, что он переоделся турком и скрылся, но план не удался: его спутники по ошибке зарезали Дракулу (хотя, ошибка кажется странной, как будто они не могли разобраться в чем дело. Ведь произошло все далеко не мгновенно и Дракула успел зарубить нескольких напавших на него. А потом отправить голову своего князя в Турцию. Так, что это была далеко не ошибка), и голова его долго красовалась в Стамбуле, насажанная на кол. Так повелел султан Мехмед II.

Останки валашского господаря покоятся в монастыре Снагов, в двух десятках километров от Бухареста. Это одно из памятных исторических мест Румынии.

К концу XV века монастырь слыл одной из трех наиболее крупных обителей в стране. Вскоре после смерти Дракулы обрушилась церковь Благовещения. В XVII веке монастырь пережил новую пору расцвета, превратившись в признанный на юго-востоке Европы центр просвещения. В монастырских кельях был установлен один из первых в стране печатных станков Антима Ивиряну, издателя румынского перевода Евангелия. Затем монастырь приспособили под тюрьму, а к середине XIX века он опустел, и древние строения мало-помалу пришли в негодность.

Вот что писал в 1862 году румынский писатель Александру Одобеску в новелле “Несколько часов в Снагове”:

“Выщербленные плиты находятся в разных частях храма, но кто может сказать, над чьим прахом они воздвигнуты? Только одна, самая большая, что лежит напротив царских врат у алтаря, хранит в себе легенду. Рассказывают, что это надгробная плита одного жестокого и своевольного господаря Цепеша, который в Снагове устроил нечто вроде камеры пыток, откуда осужденного, которого терзали огнем и железом, выбрасывали потом с помощью метательного орудия в озеро. ...Митрополит Филарет якобы приказал стесать буквы с камня на могиле презренного правителя, который создал такую ужасную машину, и положить этот камень на вечное попрание или ради спасения несчастной души под ноги священнику, когда тот выходит со святыми дарами”.

В 30-х годах нашего столетия румынские историки Дину Росетти и Георге Флореску, производившие в Снагове археологические раскопки, нашли подтверждение того, что в одном из захоронений находятся останки Влада Цепеша (у скелета отсутствовала голова). Впрочем, в трудах более поздних румынских историков это открытие не то чтобы подвергается сомнению, но как-то не считается бесспорным.

...Судьба таки свела их. Дракула покоится в Снагове после завершения земных дел в могиле за монастырской стеной, а Николае Чаушеску любил бывать здесь, совсем рядом, в своем дворце, предаваясь отдыху в перерывах между земными делами. Вечерами пелена сумерек разом накрывает озеро Снагов, стоящий на острове монастырь и бывшую загородную резиденцию теперь уже казненного и тайно похороненного диктатора.

Раньше по озеру ходили прогулочные катера, принимали туристов лодочные станции. Но “любимый руководитель” спустя несколько лет после прихода к власти решил максимально обезопасить себя и запретил всякое движение.

Зимой студеное озеро быстро замерзает. И по прозрачному льду, кажется, можно в один присест, оттолкнувшись от берега, докатиться, доскользить до острова, где спит Дракула. А можно и не докатиться — как повезет... Рассказывают, что и гонцам, которые приносили Дракуле то хорошие, то плохие вести, тоже везло по-разному: даже сообщившему о победе порой готовили еловый кол на случай, если господарь находился не в лучшем настроении. Что же говорить о тех, кто приносил дурные известия...

От укреплений бывшего монастыря остались только камни. У церкви безлюдно и тихо. Хотя заметно, что кто-то присматривает за печальным местом. Это старец Емилиан Поенару, ежедневно воздавая благодарение Господу, уже лет десять молится здесь.

Вот и дверь в храм. Еле различима на стенах потемневшая роспись. На полу перед алтарем — каменная плита — ни имени, ни дат, ни слов о подвигах и свершениях. Как и повелел Филарет, каждый, кто подходит к алтарю, становится ногой на эту плиту...

Может, похоронен Дракула на острове для того, чтобы не под силу было ему преодолевать ночами водное пространство и тревожить людскую память?..

Катастрофическое землетрясение 1977 года сильно повредило церковь и колокольню, разрушило главный купол. Но плиту и того, кто под ней, не разбудило содрогание земли. Несколько лет назад купол был воссоздан. Хочет старец Поенару организовать здесь музей Влада Цепеша, да никак не найдет себе компаньона, никто подолгу не задерживается на острове. Словно витает над ним проклятие.

Румыны любят мистификации. Каким бы трагичным и кровопролитным ни был грандиозный спектакль, разыгранный на улицах революционного Бухареста в последние дни декабря 1989 года, жертвы и потери не могут заслонить кульминации того безумного действа — расстрела четы Чаушеску в одном из военных гарнизонов в городе Тырговиште (том самом). Лишь спустя много недель по телевидению показали кадры тайного обряда захоронения на одном из неназванных кладбищ. Естественно, однако, что за хорошую мзду бухарестские кладбищенские смотрители открыли тайну журналистам и стали проводить одну экскурсию за другой к двум захоронениям, расположенным шагах в 30 друг от друга и отмеченным, как и все свежие могилы, железными крестами с табличками. Вот только на табличках начертаны выдуманные имена.

Прошло время, кресты убрали и новых не установили. И остались две могилы безымянными — и страшными: ведь не просто же так опускали гробы чьи-то руки — по ТВ показывали только руки — в железобетонные ямы. Те же руки накрыли могилы тяжелыми плитами, а потом насыпали сверху по холмику.

Да только не убоялись этих могил бухарестские старушки, все разведали и понесли сюда букеты цветов. А вскоре, по мере того как обещания новых правителей не оправдывались, потянулись сюда и люди возрастом помоложе. Тоже с цветами. И со свечами.

Слаб человек и зло вчерашнее сегодня добром вспоминает. А может быть, обыкновенный христианский обычай влечет их сюда. И еще — скрытое, не оглашаемое вслух желание искупить грех скорого и потому кажущегося сегодня сомнительным суда над властителем, которому столько лет поклонялись в слепоте и раболепии.

Трепещут на ветру, поскрипывая стволами, кладбищенские осины. Будет из чего кол срубить.

0

3

Пытки ведьм

Обзoр подготовлен по книге H.R. Trevor-Roper “The European Witch-Craze of the Sixteenth and Seventeenth Centuries”, выпущенной в 1967 изд-вом Penguin Books, London

“gresilons”

“gresilons”

Есть много свидетельств о диких пытках, с помощью которых пытались добиться признания от обвиненных в ведовстве. В своей основе они брали древние орудия, применявшиеся еще в Римском праве. Так в ход пускали “gresilons” (называвшийся в Шотландии “pennywinkis”), дробившей кончики пальцев; or “ladder”, вид дыбы, зверски растягивающей тело, в это время клещами “tortillon” сдавливали наиболее чувствительные участки тела.

“echelle”

Использовали также“strappado” или “estrapade”, столб, на котором подвешивали тело допрашиваемого, так чтобы ноги его отрывались от земли. Тиски для ног или “испанский сапог” были очень распространены в Германии и Шотландии, сдавливавшие голени и превращавшие кости ног в крошево, эта пытка была одной из самых жестоких.

"Ведьмино кресло"

Шотландцы говорили, что она вызывает “самую жестокую и тяжелую боль на свете”, может быть поэтому другим названием этой пытки было “боль жестокая и злая”. Был также “лифт”, когда человека подвешивали за связанные за спиной руки, 'ram' или “ведьмино кресло”, кресло усеянное шипами или под которым разжигали огонь, раскаляя сиденье. Не забывали и про “ложе с гвоздями”, одну из самых эффективных пыток в Стирии (Styria).

“caschielawis”

В Шотландии обвиняемого поджаривали на специальной решетке “caschielawis”, его ногти вырывали щипцами “turkas” или под них забивали гвозди по самые шляпки. Однако самой эффективной пыткой было лишение сна “tormentum insomniae”, которая применяется и в наше время, поскольку человек в полуобморочном состоянии был готов признаться в любом преступлении.

Раздавливатель головы

Даже те, у кого было достаточно мужества, чтобы выдержать пытку на “estrapade”, редко хранили молчание под действием этой медленной, но гораздо более изощренной формой истязания и, в конце концов, признавали себя ведьмами. Как только ведьма признавалась в совершенных преступлениях, наступала следующая стадия допроса: теперь под пыткой от нее требовали указать, кто из ее соседей или знакомых был соучастником, либо скрытым колдуном. Практика инквизиции требовала выявления всех колдунов в округе, так что машина репрессий работала не переставая.

0

4

ПЫТКИ ИНКВИЗИЦИИ

Розмари Эллен Гуилли

Перевод с английского А.Корженевского

На протяжении двухсотлетнего, начиная с середины XIV по середину XVI веков, периода охоты на ведьм к обвиняемым в колдовстве применялись самые жестокие и изощренные пытки. Делалось это с целью вырвать у ведьм признание и заставить назвать имена сообщников. В "МОЛОТЕ ВЕДЬМ" (1486) написано, что "справедливость требует, чтобы ведьма не была приговорена к смерти, пока не сознается". Таким образом, пытка неизменно вела к признанию и последующей казни.

В 1320 году инквизиция признала колдовство ересью. К этому времени пытка была традиционным способом заставить обвиняемого признать вину. Пытки разрешались римскими законами и применялись к людям, обвиняемым в совершении различных преступлений. Были разработаны хитроумные приспособления и процедуры, чтобы жертва испытывала мучительную боль, но оставалась в живых. Многие из пыток применялись к обвиненным в колдовстве.


Между 1435—1484 годами, охота на ведьм распространилась по Европе подобно эпидемии. Клириками и демонологами было написано не меньше двадцати восьми трактатов. В 1484 году папа ИННОКЕНТИЙ VIII издал буллу против колдовства, и с этого момента преследование ведьм достигло пика. Католическая и протестантская инквизиция применяла изощренные пытки, проводила планомерное истребление ведьм, особенно на территории Германии, Франции, Италии и Щвейцарии.

В Шотландии в период правления Якова VI (или Якова I Английского), также были в ходу жестокие пытки. Пытки были не столь распространены в Англии, Ирландии и Скандинавии. В Англии со временем их вообще запретили. В Америке практика пыток не получила распространения, единственный случай их применения — это процесс над Салемскими ведьмами, но эти истязания были не столь жестоки, как в Старом Свете.

Бесчисленное количество жертв подверглось пыткам и было казнено на протяжении XVI — XVII веков. Инквизиторы в основном руководствовались трактатами, подобными "Молоту ведьм", написанному Генрихом Крамером и Джеймсом Шпренгером, инквизиторами-доминиканцами, состоящими при папе Иннокентии VIII.

Сперва обвиняемую принуждали признаться, затем ее раздевали донага, брили наголо, кололи, ища на теле нечувствительные места, и смотрели, нет ли на теле пятен, которые можно было бы назвать дьявольскими метками (МЕТКА ДЬЯВОЛА). "Молот ведьм" предупреждает, что большинство ведьм упорствует и на этом этапе не признается. Их нужно запустить в "машину пыток".

Перед пыткой палач обычно отводил жертву в сторону и объяснял ей механизм пытки и производимый ею эффект, призывая осужденную к признанию. Иногда угрозы пытки оказывалось достаточно, чтобы добиться признания, считавшегося добровольным; это добавляло веса Инквизиции в деле борьбы с засильем ведьм. Если жертва признавалась после легкой пытки, такое признание также считалось добровольным.

"Молот" замечает, что ведьме, которая не признается даже под пыткой, помогает дьявол, делая ее "столь нечувствительной к боли, что скорее разорвешь ее на части, чем добьешься правды. Но даже и в этом случае нельзя пренебрегать пыткой, поскольку не все ведьмы наделены этой способностью в равной мере".


Во время пытки инквизитор задает те же вопросы, что и на первом допросе, а секретарь записывает ответы жертвы. При этом были нередки ошибки, особенно в тех случаях, когда необразованная жертва владела лишь диалектом. Очень часто секретари сокращали протоколы, ставя в них "и т. д.", вместо того чтобы записывать подробности. Иногда точный ответ жертвы вообще не приводился, а указывалось, что на вопросы, как правило, содержащие обвинение, дан утвердительный ответ. Пытка продолжалась до тех пор пока жертва не сознавалась. Палач следил за тем, чтобы не запытать ее до смерти, прекращая пытку, если жертва теряла сознание. Ее уводили в камеру, давали прийти в себя и восстановить силы, а на следующий день подвергали новой многочасовой пытке.

Каждая новая пытка была более жестокой, чем предшествующая ей. За это палачу и членам трибунала платили, обычно из конфискованных у жертвы средств. Если у обвиняемой не было денег, ее родственники оплачивали судебные издержки, включавшие не только стоимость пытки, но и затраты на питание палача, дорожные расходы, "развлечения" и фураж для лошади. Услуги ассистентов оплачивались особо.


В то время как злополучная жертва кричала, палачи и судебные исполнители вели себя как дети, испугавшиеся темноты. Они кропили орудия пыток святой водой, писали на них слова Soli Deo Gloria ("Во Славу Божию"), что якобы должно было служить им защитой от колдовских чар. Они носили амулеты из освященного воска и трав и непрерывно крестились, чтобы ведьма не наслала бы на них беды с помощью черной магии. Инквизиторы заставляли жертв нить "ведьмин бульон", напиток, приготовленный из пепла сожженных ведьм, который не позволял им навредить своим палачам.

Если обвиняемая не признавалась несмотря на самые жестокие пытки, инквизиторы видели в этом дело рук дьявола. "Молот" привода в качестве примера суд над ведьмой из немецкого города Хагенау, дававшейся хранить молчание с помощью порошка, который она получила, убив некрещеного новорожденного младенца, мальчика-первенца; якобы она зажарила его с некими травами и растолкла порошок. Любая ведьма или преступник, обладавшие таким порошком, не могли сознаться в совершении преступления.

Конкретные виды пыток различались в зависимости от страны, где проходил суд. Пытка на дыбе, к примеру, не применялась в Шотландии и Англии, но была распространена во Франции. В 1652 году в Рийе Сюзан Годри была вздернута на дыбу, хотя женщина "истошно кричала", что она не ведьма. Как свидетельствует протокол, в конце концов обвиняемая призналась и была повешена и сожжена. Палачу уплатили четыре ливра шестнадцать су.

Жертв нещадно били кнутами. Специальной железной вилкой с острыми зубьями рвали грудь. Раскаленными щипцами рвали тело. Раскаленными железными прутьями выжигали плоть, их вводили во влагалище и прямую кишку. В особых случаях "Молот" предписывал прибегнуть к испытанию раскаленным железом, при котором ведьму заставляли держать раскаленный железный брус, если она не могла его удержать, то признавалась виновной. Часто эта пытка применялась тогда, когда жертва теряла способность чувствовать боль.

Приспособление, называемое "клещи", служило для того, чтобы срывать ногти с пальцев. В 1590 — 1591 годах в Шотландии ДЖОН ФАЙАН подвергся этой пытке. После того, как ему сорвали ногти, в обнажившуюся плоть вгоняли иголки.

Испанский сапог (boots, bootikens (англ.), cashilielaws (шотл.)) — варварское приспособление в виде полых клиньев, которые обхватывали ноги от щиколоток до колен. Палач с помощью тяжелого молота затягивал клинья, сжимая ногу. При каждом ударе инквизитор повторял вопрос. Клещи иногда впивались в ногу так сильно, что срывали плоть, дробили кости, порой до того, что вытекал костный мозг.

Точно так же действовали тиски для больших пальцев, или pinniewinks; ими зажимали большие пальцы рук и ног в области ногтей, так что выступала кровь. В 1629 году женщина из Проснека в Германии терпела эту пытку с десяти утра до часа пополудни, когда палач и судебные исполнители отправились обедать.

В число пыток входило и стягивание головы веревками, прикладывание к подмышкам и паху горящих перьев, обмокнутных в серу, погружение пальцев и кистей рук в кипящую воду и масло (считалось, что дьявол помогает ведьмам выдержать эту пытку; если обвиняемая проходила через нее, то это означало, что она в сговоре с дьяволом), выкалывание глаз. На голову лили спирт, а затем поджигали. Ломали кости и рвали связки на пыточном колесе. Часто вырывали ноздри, поскольку кровотечение якобы лишало ведьму колдовских способностей.

Применялась и пытка водой, при которой в горло жертвы вливали большое количество воды, иногда кипящей, и просовывали в горло же ткань, завязанную узлами. Затем резким движением ткань вырывали, при этом повреждая пищевод жертвы. Разновидностью этой пытки была пытка жаждой, когда обвиняемую кормили соленой пищей и поили соленой водой.

Одной из самых изощренных пыток была пытка на дыбе, которую приберегали напоследок. Руки жертвы связывали за спиной и подвешивали за них на шкив. Ее поднимали к потолку, а затем отпускали, рывком веревки смещая кости плеч, кистей, локтей. Эта пытку делали более суровой, привязывая к ногам жертвы груз, усиливая мучения жертвы, выворачивая бедра, щиколотки и колени. Во Франции к ногам привязывали грузы, вес которых колебался от сорока до двухсот и более фунтов, известен случай, когда гиря весила шестьсот шестьдесят фунтов.

Как правило, не было ограничений суровости пыток, применяемых к обвиняемым в колдовстве. Допускалось все, вплоть до откровенного садизма, что могло заставить ведьму признаться. Неудивительно, что многие признавались лишь для того, чтобы избежать еще больших мучений.

Но с признанием страдания несчастных не кончались. Их, как правило, приговаривали к смертной казни, лишь в исключительных случаях освобождали или ссылали. По дороге к виселице или костру осужденных секли, жгли их раскаленным железом, поджигали, клеймили, отрубали пальцы и кисти рук и отрезали языки. Тело жертвы прибивали к виселице гвоздями, а эта ужасная работа приносила палачу дополнительную выручку.

Одним из эффективных видов пытки были пытки членов семьи обвиняемого в его присутствии. В 1594 году Алисон Бэлфур из Оркни принудили смотреть, как истязают ее престарелого мужа, сына и семилетнюю дочь. Разумеется, обвиняемая тут же признала себя виновной.

В Англии пытки, вызывающие физическую боль, были не столь распространены, как в других странах Европы. Вместо этого практиковались пытки утомлением. Одной из самых распространенных была пытка бодрствованием, при которой жертве не давали спать, пока у нее не начинались галлюцинации и она не признавалась. Известнейший английский инквизитор МЭТЬЮ ХОПКИНС практиковал пытку хождением, при которой жертву заставляли холить взад-вперед, пока не доводили ее до полного изнеможения. Если позволяли условия, охотники на ведьм заставляли своих жертв плавать (ИСПЫТАНИЕ ВОДОЙ): связав им руки и ноги, бросали в воду, проверяя, удержатся они на воде или утонут. Если же они не тонули, то признавались виновными. Считалось менее страшным, если погибнет невинный человек, чем ведьма избегнет наказания. Эта пытка применялась также в Европе и Американских колониях.

В середине XVII века практика пыток и казней ведьм изжила себя. Напуганные эксцессами власти предпринимали шаги к запрещению или ограничению пыток и заменяли смертный приговор на пожизненное заключение или ссылку. В Германии эрцгерцог Брауншвейгский и архиепископ и курфюст Менца были так потрясены жесткостью палачей и фактом, что судьи принимали к рассмотрению признания, полученные под пытками, что запретили пытки в своих землях и побудили остальных последовать их примеру.

Демонстрируя варварство и абсурдность пыток, эрцгерцог Брауншвейгский пригласил двух священников-иезуитов послушать признание женщины, обвиняемой в колдовстве, заточенной в темнице. Одним из них был ФРИДРИХ ФОН ШПЕЕ. Тайком от иезуитов эрцгерцог поручил палачам вырвать у жертвы признание в заранее указанных им преступлениях. В присутствии священников палач начал допрашивать жертву под пыткой. В конце концов женщина призналась, что посещала шабаши на горе Бокен, служившей традиционным местом проведения сборищ ведьм. Далее она заявила, что в них участвовали и иезуитские священники, причем на шабашах они своими бесчинствами превосходили многих его участниц. Они превращались в козлов, волков и других животных и совокуплялись с ведьмами, которые потом родили одновременно по семь младенцев с жабьими головами и паучьими лапками вместо мог. Когда ее попросили назвать имена священников, она назвала имена двух иезуитов, присутствующих при пытке.

Шпее и его коллега были весьма обескуражены. Эрцгерцог раскрыл им свою подставку, заметив, что целью ее было показать, что под пыткой можно вырвать любое признание. Это произвело на Шпее столь сильное впечатление, что он превратился в ярого противника процессов над ведьмами, описав их ужасы в книге Cautio Criminalis ("Предостережения Обвинителям"), опубликованной анонимно в 1631 году.

Против мании преследования ведьм выступали также РЕДЖИНАЛЬД СКОТ и Томас Гоббс в Англии, Мишель де Монтень во Франции и Альфонсо Салазар де Фриас, Великий инквизитор Испании. Законы, запрещающие применение пыток при допросах, были приняты в 1649 году в Шотландии, в 1654 — в Бранденбурге, в 1652 и 1662 — в Англии и в 1682 — во Франции.

0

5

КАК КАЗНИЛИ НА РУСИ

Таганцев Н.С.

В силу обычаев на Руси смертная казнь применялась и в случаях, не предусмотренных законами. Так, киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду.

В период татаро-монгольского ига ханы выдавали русскому православному духовенству ярлыки, согласно которым священнослужители пользовались правом наказания смертью. Ярлык, выданный татарским ханом Менчу Темиром, давал право киевскому митрополиту Кириллу казнить за хулу православной церкви, как и за всякое нарушение предоставленных духовенству привилегий. В 1230 году были сожжены за колдовство четыре волхва.

Но среди представителей верховной власти были и противники смертной казни. Хорошо известна заповедь Владимира Мономаха, вошедшая в пословицу: “Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-либо смерти”.

И тем не менее к смертной казни прибегали многие правители Руси в XIII и XIV веках. Так, Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить боярина Вельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат. Еще в 1069 году во времена “Русской Правды”, не предусматривавшей смертной казни вообще, князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев, который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяслава из Киева.

Вывод: смертная казнь применялась на Руси издавна, как в случаях, предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал.

О способах

На Руси Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако правосудие прибегало и к другим способам наказания.

Способ казни зависел от вида преступления.

Смертная казнь через повешение считалась унизительной и применялась к военным, перебежавшим к неприятелю. Утопление применялось в тех случаях, когда экзекуция производилась в широких масштабах, сожжение заживо применялось к осужденным за религиозные преступления.

Истоки этого наказания следует искать в византийском праве.

На Руси, особенно при Иване Грозном, применялось кипячение в масле, вине или воде. Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников.

Этот царь вообще отличался необычайной жестокостью, граничащей с патологией: достаточно сказать, что он собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер.

Грозный был неистощим на выдумки, как казнить подданных. Одних (например, новгородского архиепископа Леонида) по его приказу зашивали в медвежью шкуру и бросали на растерзание собакам, с других живьем сдирали кожу и так далее.

Залитие горла расплавленным свинцом применялось исключительно к фальшивомонетчикам. В 1672 году этот вид смертной казни был заменен отсечением обоих ног и левой руки преступника.

Четвертование применялось за оскорбление государя, за покушение на его жизнь, иногда за измену, а также за самозванство.

Колесование получило широкое распространение с введением воинского устава Петра I. По описанию русского ученого XIX века профессора А.Ф. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: “К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать”.

Закапывание, “окопание”, заживо в землю назначалось, как правило, женам за убийство мужа.

Посажение на кол применялось, как и четвертование, преимущественно к бунтовщикам и “воровским изменникам”. В 1614 году на кол был посажен сообщник Марины Мнишек Заруцкий.

Введение смертной казни за отдельные преступления обосновывалось государственными интересами. Так, Петр I, начав строительство флота и нуждавшийся в материале для кораблей, издал указ, запрещавший в определенных местностях рубку леса. За порубку дубового леса виновные карались смертной казнью.

В эпоху Петра I также широко применялась казнь по жребию.

Петр I ввел в список официальных казней аркебузирование, или расстрел. Расстрел не считался позорным наказанием и не покрывал бесчестием имя расстрелянного. Повешение во времена Петра представляло собой позорный вид смерти. Вешали при подавлении бунтов, восстаний и крестьянских волнений.

К существовавшим ранее способам казни прибавилось подвешивание на крюк за ребро: казненный должен был висеть боком, со свешенными вниз руками, головой и ногами.

Во времена Елизаветы отмена смертной казни была лишь формальной. Она применялась в замаскированном виде — засечение кнутом, палками, батогами, розгами.

0

6

Пытки в Истории

Written by Enslaved



Aeacus: Как я могу его пытать?

Xanthus: Любым способом: привязывать его к столбу, подвешивать, бить кнутом, душить, растягивать на дыбе, лить уксус в ноздри, крутить суставы, класть кирпичи на живот, можешь все…

Aristophanes (Туманы) 406 г. до н.э.

Пытки в Греции и Риме

Английское название пытки "torture" пришло из латинского языка, где слово torquere означало "корчиться". Более чем 3000 лет пытки были узаконенной формой наказания, применяеым судебной властью или частными лицами. Самое первое описание пыток есть в Древнеегипетской поэме. Автор рассказывает, как фараон Рамсес II в 1300 до н.э. истязал пленников, которые были затем проданы в рабство или казнены во время нашествия гискосов на Египет.

Супружеская неверность, кровосмешение, государственная измена (под это определение попадало любое действие, которое могло бы быть враждебным Императору), расследовалось до суда по римскому праву с применением пыток. В Риме, до принятия христианства, христиане считались врагами государства и их пытали, стараясь заставить отречься от своей веры.

Позднее, христианские императоры Рима издали декрет, по которому за оскорбление священника полагалось отрубать преступнику руки и ноги, прижигая раны, чтобы сохранить этому калеке жизнь. Граждане, виновные в ереси или других нарушения церковных порядков, подвергались бичеванию. Да, охранявшие веру люди были достаточно жестоки.

Наказания, которым подвергались рабы и свободные люди, разнились. Если свободный гражданин мог отделаться поркой или тюремным заключением, то раба за то же преступление казнили. Свободных граждан редко подвергали пыткам. Только невольников и чужестранцев ждал этот метод расследования. Никогда, или почти никогда, такому унижению не подвергался Гражданин Рима (хотя законы того времени и не запрещали его). Пытки обычно проводились публично, на них нередко собирались толпы зрителей.

Римские законы не позволяли рабам быть свидетелями на суде. Греческие же хотя и не отвергали такой возможности, но на процессах показаниям рабов не придавали особого значения. В то время обычными пытками были - флагелюм 'flagellum' (избиение плетью из толстых полос бычьей кожи, утяжеленной гирьками - от этого названия пошел современный термин флагелляция), наказание также проводилось 'scutica' (плетью из полос пергамента) или 'ferula' (кожаным ремнем). Другие пытки включали такие орудия, похожие на уже описанную "Железной девы" или так называемый "Медный бык" ('brazen bull') (медная пустотелая статуя, размером с живого быка, внутри которой закрывали живого осужденного. Под статуей разводили огонь, а при помощи хитроумных трубок, установленных в голове "быка", вопли боли, поджариваемого заживо человека, превращались в некое подобие "музыки". И конечно же, мы не должны забывать знаменитые Римские бои гладиаторов (на которые иногда заставляли выходить в качестве наказания).

Ранние "Христианские" суды

Первоначально, на судах шло "состязание" между обвинителем и обвиняемым, на котором оба доказывали, что говорят правду. В те времена верили, что солгавший под присягой будет убит молнией. Но поскольку Господь, как правило, никого из виновных не убивал, появился метод, названный "божьим судом" ('trial by ordeal') или испытаниями.

Было два типа испытаний: при первом обвинителей и обвиняемый проверялись одновременно. Они стояли друг против друга, разведя руки в стороны, словно живые кресты и тот, кто выдерживал дольше, считался правым.

При втором виде испытаний проверяли только обвиняемого. На его язык клали освященную просфору и если он был не в состоянии ее проглотить, то признавался виновным. Другие, крайне жестокие испытания, заключались в том, что подозреваемого заставляли брать в руки раскаленное железо, опускать руку в котел с кипятком, ходить по углям или раскаленным железным ступеням. Они были основаны на вере, что Бог сохранит невиновного и тот не получит не малейших травм.

В 1215 году папа Иннокентий III (Innocent III) запретил подобные божьи суды.

Возникновение Инквизиции

Когда Римский конклав запретил "божьи суды" в 1215 году, их место заняла Инквизиция (inquisition). Первоначально ее аналогом была, созданная в IX веке франкским императором Шарлеманом (Charlemagne) юридическая система при котором все преступления подлежали расследованию (per inquisitionem) специальными, уполномоченными Императором чиновниками, назначенными для судопроизводства в определенной области.

В самом начале, Инквизиция занималась только подавлением ереси и единственным наказанием была смерть. Эти расследования проводились местными епископами. Но скоро обнаружилось, что епископы не обладают необходимыми зананиями папских законов и их власть также имела пределы. Так была рождена Инквизиция.

Инквизиторы были часто членами доминиканского ордена, реже принадлежали к францисканским монахам. Позднее некоторые из них были даже канонизированы церковью, как святые.

в камере пыток

В 1252 Папа Иннокентий IV (Innocent IV) официально разрешил применять пытки при допросах Инквизицией еретиков. К ним прибегали, когда подозреваемый отказывался отвечать на вопросы, когда он пользовался репутацией закоренелого еретика и даже в тех случаях, когда требовались определенные свидетельские показания или было просто сильное подозрение в ереси. Считалось, что вину подсудимого можно было установить только в камере пыток. Сначала узника приводили туда и просто показывали ему орудия пыток, подробно объясняя их назначение и затем заставляли присутствовать при пытках других обвиняемых.

Методы пыток разнились в разных странах, конечно были и широко распространенные виды, например дыба (strappado). В 1584 году законовед Поль Грилляндус (Paulis Grillandus) выделил пять степеней этой пытки:

Первая степень: жертву раздевали до гола и привязывали к дыбе.

Вторая степень: ее поднимали за связанные за спиной над полом на короткое время, но не встряхивали и не привязывали дополнительных грузов.

Третья степень: подвешивали на более длительный срок, но не встряхивали.

Четвертая степень: жертву встряхивали, разрывая суставы и причиняя все более возраставшую боль.

Пятая степень: к ногам узника привязвали дополнительные грузы, усиливая боли и причиняя еще более тяжелые увечья.

Использовались и другие методы пыток (хотя они и не всегда разрешались законом, но большинство палачей не ограничивались "Законами о применении пыток" "torturers code of conduct manual"), в них входило вливание смеси воды и ила в ноздри допрашиваемого, обдирание кожи или помещение кусачих насекомых на наиболее чувствительные участки тела, иногда ноги подсудимого посыпали солью и позволяли коже облизовать икры. Такая пытка вызывала сильную боль не оставляя следов на теле. Позднее почти всегда прибегали к тискам (thumbscrews) или растягивали на дыбе (rack).

Даже больше, Гиполтус (Hippoltus) описывал пользу пытку лишением сна. Эта пытка часто сочеталась с применением в течение пары дней специальной пищи, вызывающей сильную жажду. Часто измученный бессонницей человек признавался во всем, в чем его обвиняли. Надо сказать, что до сих пор эта пытка в ходу. Другой разновидностью этого истязания было продевание сквозь ноздри нити, которую дергали через определенные промежутки, что также не давало пытаемому заснуть. Это была крайне эффективная пытка, описано, что ее выдерживали не более 2% допрашиваемых.

Испанская инквизиция

Она была самой страшной из всех существовавших, полностью автономная, практически даже не подчинявшаяся Римскому Папе. О ней можно говорить и говорить, так что сведения о ней будут даны в другом месте.

Вот интересная форма пытки, которой люди подвергали сами себя: флагелянты (Flagellants) - религиозные фанатики, широко расплодившиеся в XIII веке в Центральной Европе. Они ходили обнаженные по пояс, публично избивая себя плетью или кнутом. Во время знаменитой эпидемии чумы "Черная смерть" (Black Death 1347 - 1349), казалось, что они получают огромное удовольствие, истязая себя - так их процессии ходили целых 33 дня в память о 33 годах жизни Христа (можно представить, каково было выдержать подобное!) Они в конце концов были также причислены к еретикам Папой Римским Клементом VI (Clement VI 1342-1352).

Последнее упоминание о пытках в Англии относится к 1640 году. Эта форма дознания еще практиковалась в середине XVIII века в Франции, Пруссии, Австрии и Швейцарии. Римско-католическая церковь официально запретила пытки только в 1816 году.

0

7

ЖИЛЬ ДЕ РЭ — МАРШАЛ СИНЯЯ БОРОДА

Е.Авадяева, Л.Зданович

Жиль де Рэ был сожжен по обвинению в колдовстве, противоестественных пороках и массовом ритуальном детоубийстве.

Шастеллен. “Храм Бокаччо”

Казнь этого человека как нельзя лучше вписывается в разряд “воспитательных мер” государства.

История жизни Жиля де Лаваля банора де Рэ делится на три части, первые две из которых реальны, а последняя — фантастическая.

Жиль родился в 1404 году в аристократической семье. Он получил превосходное образование, знал древние языки, сделался библиофилом.

Но в одиннадцать лет мальчик потерял отца, и его воспитанием занялся дед, который считал, что умение владеть шпагой куда важнее, чем знание латыни. Жиль полюбил фехтование, соколиную охоту, бешеные скачки по окрестностям родового замка Тиффож. Пространство для охоты и скачек изрядно увеличилось, когда дед заставил Жиля жениться (юноше было в ту пору шестнадцать лет). Вопрос этот решался непросто, поскольку невеста приходилась жениху кузиной, а церковь не одобряла браки между близкими родственниками. В итоге брак был все же разрешен. К владениям семьи прибавилось обширное поместье в Бретани (приданое невесты). К тому же через жену Жиль породнился с будущим королем Карлом VII.

Брак по расчету не сделал Жиля добрее, вскоре выяснилось, что сердце барона более расположено к юношам, нежели к девушкам. Юная жена оплакивала свою участь, а муж тем временем, окружив себя смазливыми пажами, занимался охотой и фехтованием.

Это было время Столетней войны между Англией и Францией. Отстаивать честь и права Франции было делом чести каждого дворянина.

Поразительно, что из множества знатных воинов именно Жиля де Рэ выбрала в телохранители и менторы Жанна д'Арк. А ведь уже тогда ни для кого не были секретом его невероятная половая распущенность, педофилические и гомосексуальные наклонности. Но подчинение Жанне д'Арк нисколько не уязвляло самолюбие Жиля. Он стал ее ревностным слугой. Однажды и ему явилось видение свыше, и он понял свое небесное предназначение. Жиль стал безжалостным к врагам. Он обрекал на смерть любого пленника, который был не в состоянии заплатить ему выкуп.

Удача сопутствовала Жилю. В двадцать пять лет, в июле 1429 года, после того, как войско Жанны д'Арк вступило в Реймс и Карл VII был коронован, Жилю присвоили звание маршала Франции.

Но затем последовали поражения, и самое страшное — гибель Жанны д'Арк. Жиль приложил огромные усилия, чтобы спасти своего кумира, когда Жанна попала в плен, он собрал войско из наемников и двинулся к Руану, но опоздал. Жанну казнили.

С этого момента началась вторая часть жизни молодого человека. Он вышел в отставку и поселился в своем поместье. Здесь он жил как король, с охраной в две сотни рыцарей, личной церковью с тридцатью канониками, обширной библиотекой редких рукописей. К чести барона де Рэ, следует сказать, что много денег он израсходовал на прославление Жанны д'Арк. Он заказал “Орлеанскую мистерию” и оплатил постановку мистерии в театре. Это обошлось ему в огромную сумму, так как за каждую серию представлений мистерии он выплачивал по 80 тысяч золотых экю. Но все эти расходы привели к тому, что барон наконец начал продавать свои земли. В 1436 году его наследники добились указа Карла VII, запрещавшего дальнейшие продажи, но декрет проигнорировали в Бретани, где герцог Иоанн V и его канцлер жаждали заполучить имения де Рэ в собственность. Чтобы раздобыть средства, барон де Рэ обратился к алхимии.

В 1439 году некий некромант Франческо Прелати, монах-минорит из епархии Ареццо, умевший внушать людям уверенность в своих неограниченных магических возможностях, вошел в доверие к барону и организовал в Тиффоже поразительные сеансы, на которых вызывал демона по имени Барон. Вместе с бароном они проводили алхимические опыты с целью добыть философский камень. Но неудача следовала за неудачей, и Прелати, чтобы умаслить духов, обратился .. жертвоприношениям — кровью маленьких детей он умиротворял де“ монов, а из их костей изготавливал магические порошки.

Несмотря на широко распространившуюся репутацию похабника и колдуна, падение барона де Рэ началось с ничтожного проступка. Жоффруа ле Феррон, казначей Бретани, в сентябре 1440 года купил замок Сент-Этьен де Мальмор, принадлежавший барону де Рэ.

Когда к барону за бумагами явился брат Жоффруа, Жан ле Феррон, барон (то ли в подпитии, то ли раздосадованный утратой замка) отказался принять его, а когда тот стал настаивать, избил его и заключил в тюрьму. Подобное обращение с простолюдином могло бы в те дни остаться незамеченным, но Феррон был священником. Епископ Малеструа ухватился за этот предлог, чтобы заставить барона де Рэ предстать перед судом по обвинениям, которые он давно уже тайно заготавливал. Епископа поддержали инквизиция и гражданский суд. Епископ, инквизитор и герцог использовали этот великолепный повод, чтобы объявить барона де Рэ оскорбителем церкви, еретиком и детоубийцей. Такое обвинение давало им право конфисковать его собственность. Отобрать было проще, чем купить. Сначала де Рэ отверг их обвинения как “произвольные и безосновательные”. Но его вину сочли столь очевидной, что уже 3 сентября, за 15 дней до начала суда, герцог Бретанский распоряжался предполагаемой долей земли барона де Рэ.

С этого момента начинается третья, фантастическая часть жизни барона, ставшая самой короткой.

Обвинение, которое подготовили епископ Нантский Жан де Малеструа и инквизитор Жан Блуэн, представлявший главного инквизитора Франции Гильома Меричи, состояло из 47 пунктов, охватывавших три главных вопроса: оскорбление служителя церкви (за совершение насилия над Ферроном), вызывание демонов и сексуальные извращения с детьми. Например, в пункте 16 утверждалось, что “в одной из нижних комнат замка, или крепости Тиффож, принадлежавшего жене вышеназванного Жиля, около пяти лет назад монсеньер Франческо Прелати, самозванный специалист в запрещенном искусстве геомантии, и Жан де ла Ривьер начертили множество магических знаков, кругов и цифр. Также в некоем лесу около вышеназванной крепости Тиффож некто по имени Антуан де Палерм из Ломбардии вместе с другими волшебниками и вызывателями демонов занимался гаданием и вызыванием злых духов по имени Орион, Вельзевул, Сатана и Велиал с помощью огня, фимиама, мирра, алоэ и других ароматических веществ”.

Кроме вызывания духов, в обвинении упоминались и человеческие жертвоприношения. В 15 пункте обвинения читаем: “В соответствии с первоначальными обвинениями на основании общественных слухов, завершившихся тайным расследованием, проведенным Его высокопреподобием епископом Нантским в его городе и епархии, с помощью уполномоченных представителей инквизиции и обвинителя епископского суда по следующим обвинениям в преступлениях и нарушениях, предусматриваемых церковными законами, и по поводу жалоб, угроз и стенаний, исходящих от многих личностей обоих полов, вопивших и жаловавшихся о потере и смерти своих детей. Вышеназванный обвиняемый Жиль де Рэ и его сообщники брали невинных мальчиков и девочек и бесчеловечно забивали их, убивали, расчленяли, сжигали и подвергали всяким пыткам, а вышеупомянутый Жиль, обвиняемый, приносил тела упомянутых невинных детей дьяволам, призывал и заклинал злых духов и предавался гнусному содомскому греху с маленькими мальчиками и противоестественно удовлетворял свою похоть с молоденькими девочками, отвергая естественный способ копуляции, когда невинные мальчики и девочки были живы, а иногда и мертвы или даже во время их смертных судорог”.

Другие обвинения дополняли перечисленные преступления. В одном говорилось, что Жиль де Рэ приказал “сжечь тела вышеназванных невинных детей и выбросить их в рвы и канавы вокруг упомянутых замков и в выгребные ямы упомянутого замка Ла-Сюэ”. В другом утверждалось, что де Рэ якобы предлагал “руку, глаза и сердце одного из упомянутых детей со своей кровью в хрустальном кубке демону Барону в знак уважения и поклонения”. В третьем — Рэ подвергался судебному преследованию за хранение и чтение запрещенных книг по магии.

В целом де Рэ был осужден как “еретик, вероотступник, вызыватель демонов, ...повинный в преступлениях и противоестественных пороках, содомии, богохульстве и осквернении неприкосновенности святой церкви”.

13 сентября 1440 года епископ вызвал де Рэ (не оказавшего сопротивления) в суд. Предварительные слушания состоялись 28 сентября, 8, 11 и 13 октября, официальный суд начался 15 октября. Герцог Бретанский Иоанн V санкционировал действовавший одновременно светский суд, начавшийся 17 сентября.

После шести заседаний 19 октября де Рэ был подвергнут пытке, и, чтобы получить необходимые изобличающие показания, его слуги и четыре предполагаемых сообщника были также подвергнуты пытке. В целом было заслушано 110 свидетелей, включая доносчиков.

Показания в гражданском суде связывались с исчезновенж детей. Типичным было свидетельство Тома Эйсе:

“Томас Эйсе и его жена, проживающие в Сент-Питергейте, свидетельствуют под присягой, что они жили в Машекуле в течение года и были там на прошлое Рождество. И тогда, поскольку они были бедными людьми, они отправили своего сына, около десяти лет, просить подаяние в замок Машекуль, где тогда находился сир де Рэ, и с того времени не видели вышеназванного ребенка и не имели вестей о нем. За исключением того, что жена вышеназванного Эйсе сказала, что маленькая девочка, чьего имени и происхождения она не знает, сказала ей, что она видела ее сына на раздаче подаяния в вышеназванном замке и что подаяние было сначала роздано девочкам, а затем мальчикам. Эта маленькая девочка сказала, будто она слышал, что один из людей из замка сказал сыну вышеупомянутого Эйсе, что у него нет мяса, но если он придет в упомянутый замок, то получит немного, и после этой беседы он вошел в упомянутый замок”.

Двое приближенных барона — Анри Гриар, 26 лет, и Этьен Корилло по прозвищу Пуату, 22 года, дали показания перед обоими трибуналами об участи пропавших детей. Пуату сказал, что он насчитал примерно от 36 до 46 голов мертвых детей и что он видел, как его хозяин “занимался своим противоестественным распутством с упомянутыми детьми, мальчиками и девочками, для чего сначала распутной страстью брал свой член в левую или правую руку и тер его, чтобы он стал прямым и торчащим, затем помещал его между бедрами или ногами упомянутых мальчиков или девочек, не беспокоясь насчет естественного женского вместилища, и с большим удовлетворением, пылом и сладострастным возбуждением терся своим мужским членом об их животы, пока не испускал на них свою сперму”.

Перед светским судом Пуату добавил несколько дополнительных деталей, которые, как было заявлено, он дал “без пыток первой или второй степени”. Он присягнул, что слышал, как де Рэ говорил, что “после оргазма на животах упомянутых детей, держа их ноги между своими, он получал значительное удовольствие, наблюдая за отделением голов детей от туловища. Иногда он делал надрезы на их шеях, чтобы заставить их умирать медленно, от чего сильно возбуждался, и, пока они истекали кровью до смертельного исхода, иногда мог мастурбировать с ними, а иногда он делал это после того, как они умирали, пока их тела были еще теплыми.

...Чтобы заглушить крики детей, когда он хотел иметь с ними отношения, он сначала обвязывал веревку вокруг их шеи и подвешивал их на три фута над полом в углу комнаты, и, как раз перед тем, как они умирали, он приказывал снять их, говоря, что они не должны промолвить ни единого словечка, затем возбуждал свой член, держа его в руке, и производил эякуляцию на их животы. Сделав это, он перерезал им горло и отделял их головы от тел. Когда они умирали, он спрашивал иногда, у кого из этих детей была самая красивая голова”.

После пяти заседаний светского суда, начавшегося в 2 часа пополудни в пятницу 21 октября 1440 года, де Рэ был подвергнут пытке. Наконец он пообещал сознаться “добровольно и свободно” (как отмечено в судебных отчетах). Теперь де Рэ подтвердил все выдвинутые против него обвинения, признавшись, что наслаждался своим пороком, собственноручно отрубая головы детям с помощью кинжала или ножа или избивая их палкой до смерти, а затем сладострастно целуя мертвые тела, с вожделением глядя на тех, у кого были прекраснейшие головки и наиболее привлекательные конечности. Величайшим удовольствием для него было, сидя на их животах, наблюдать, как они медленно отходят. Барон де Рэ закончил свой рассказ обращением к “отцам и матерям тех, кто был столь прискорбно умерщвлен, молиться за него” и просьбой, чтобы его грехи были публично обнародованы, — верное средство для получения общественного одобрения его казни.

Тесно сотрудничавшие друг с другом, объединенный епископско-инквизиторский суд и светский суд распределили преступления и обвинения между собой. Инквизитор объявил барона виновным в вероотступничестве, ереси и вызывании демонов, епископ обвинил его в содомии, богохульстве и осквернении привилегий церкви. Духовные суды продолжались почти 40 дней и завершились решением передать барона светским властям для наказания. Тем временем гражданский суд под председательством Пьера де Лопиталя, канцлера бретанского парламента, снова предъявил обвинение в убийстве (чего не могли сделать церковные суды) и вскоре осудил его по этому обвинению.

26 октября 1440 года в Нанте после молитвы и покаяния Жиль де Рэ (накануне отлученный от церкви) был задушен, а его тело положили на погребальный костер вместе с телами двух его сообщников (Анри Гриара и Пуату). Затем, однако, его родственникам было разрешено взять тело, прежде чем огонь доберется до него, и поместить в ближайшую кармелитскую церковь.

Судебное разбирательство по делу барона де Рэ выглядело как незаконное. Ни один из 5000 слуг барона не был вызван в суд для дачи показаний, незначительные показания вообще не заслушивались, а его собственные приближенные подвергались пыткам и, дав показания против барона, освобождались. Прелати, который был так же виновен, как и барон, был освобожден герцогом Анжуйским после нескольких месяцев пребывания в церковной тюрьме. Чтобы барон не отрекся от признания, ему была обещана “милость” в виде удушения перед сожжением. Уже хронист XV века Монстреле высказывал свои подозрения по поводу обоснованности суда: “Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывало в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был более знаменит как доблестнейший из рыцарей”.

Многое в этой истории вызывает сомнение. Заставляет насторожиться странный факт: когда изверга-детоубийцу вели на казнь, его приветствовала толпа; видимо, она не очень доверяла тому, что говорилось на суде. Слуг и Перрину Мартен допрашивали под пыткой настолько жестокой, что “колдунья” не пережила ее. Анри Гриар и Пуату путались в числе убитых детей — называли цифры от 140 до 800. Даже если они были не сильны в арифметике, остается непреложным фактом, что в замках маршала не нашли ни одного трупа. К тому же надо учесть, что в то время во Франции ежегодно исчезали не менее 20 тысяч мальчиков и девочек. Доказаны были лишь занятия алхимией. Любопытно также и то, что, узнав о намерении расследовать его преступления, Жиль согласился на то, чтобы его предали церковному суду. Это также, пожалуй, признак невиновности.

В число судей были назначены злейшие недруги барона. К ним относился и давно враждовавший с Жилем епископ Жан де Малетруа, и сам герцог Иоанн V, который еще до окончания расследования отписал имения барона своему сыну.

Жиль де Рэ сознался в своих преступлениях, но, вероятно, сделал это, чтобы избежать самого страшного для такого верующего христианина, каким был барон, наказания, как отлучение от церкви (его отлучили от церкви в ходе процесса, а потом сняли отлучение). Некоторые историки недаром сравнивают процесс по делу Жиля де Рэ с судом над тамплиерами: и там и тут вымышленные обвинения, сфабрикованные, чтобы создать предлог для захвата имущества осужденных. История Жиля де Рэ окружена созданной в ходе процесса легендой, поэтому уже трудно или невозможно разглядеть подлинные черты человека, бывшего некогда сподвижником Жанны д'Арк.

Тем не менее этот человек вошел в легенду под прозвищем “Синяя Борода”, сделался любимым героем французских сказок, стал предметом множества научных исследований и художественных произведений и потому занял достойное место в списке “великих казненных”.

0


Вы здесь » Murmanthorns » Немного Истории » История возникновения БДСМ