Г.Б. Дерягин
САДОМАЗОХИЗМ
Термины «садизм» и «мазохизм» ввел в научный обиход один из пионеров сексологии – Р. фон Крафт-Эбинг [3]. Ими он обозначал сексуальную девиацию, заключающуюся в достижении полового удовлетворения посредством духовного или физического страдания, причиняемого партнером или самому себе в процессе партнерских взаимоотношений. Сами же термины происходят от фамилий писателей маркиза де Сада и Леопольда фон Захер-Мазоха.
Садизм — эротическая потребность полного господства над другим человеком, овладения им и подчинения его в такой значительной мере, что ему можно даже причинять боль, физические и моральные унижения [2]. Садисту, по сути дела, чаще важен не сам половой контакт, а получение удовольствия от страдания жертвы, при этом эгоцентризм и нарциссизм – важные характеристики сексуальных садистов [9, 20]. Встречаются случаи и несексуального садизма или, по крайней мере, скрытого сексуального садизма, например, родителей по отношению к их собственным детям. Существует мнение, что недостаточное влияние отцов на мальчиков в результате покорности перед агрессивной женой, и психический садизм матерей по отношению к ребенку препятствуют гетеросексуальной идентификации мальчиков, формируя бисексуальность и садомазохизм [16]. Обследования матерей-садистов, жестоко обращавшихся с детьми, показало, что их поведение повторяло собственные детские воспоминания о подобном обращении с ними их матерей. Таким образом, существует фамильная цепь передачи извращенного поведения.
Жестокое обращение с детьми является причиной формирования у детей садомазохизма с преобладанием мазохизма [13, 22]. При этом происходит расширение диапазона сексуальной приемлемости, вплоть до включения в него деструктивных форм полового поведения с формированием сексуальной зависимости от этих форм; происходит виктимизация ребенка, у некоторых формируются и криминальные тенденции [1]. Неблагоприятным, но весьма ярким признаком криминализации ребенка с развитием сексуального садизма и склонности к серийным сексуальным убийствам в последующей жизни является серийное живодерство, проявленное в подростковом и юношеском возрасте [11]. Считается, что ребенок всегда открыт пожеланиям своей матери и исполняет те её требования, которые доставляют ей удовольствие, успокоение, вызывают её внимание к нему и взаимность, даже если поведение матери угрожает его безопасности и противоречит жизненным потребностям. Таким образом, садистская мать формирует мазохизм у своего ребенка, который будет сопровождать его всю жизнь [14].
Ранее особый акцент делался на связь боли с сексуальным наслаждением, что отразилось в названии алголагния, предложенном как синоним садизма (от греческих слов «алгос» — боль и «лагния» — сладострастие). Однако К. Имелинский [2] это название считает недостаточно точным, поскольку сама по себе боль, испытываемая партнером в сексуальной ситуации, но без садистского контекста властвования над ним, не вызывает сексуального наслаждения у человека, проявляющего садистские наклонности. По мнению К. Имелинского, мазохизм является противоположностью садизма, из которого он возникает вследствие формирования чувства вины. Этот механизм закрепляется вследствие углубления чувства вины, стыда и страха, которые связаны со сферой сексуальности. Этим, например, объясняется желание некоторых женщин (проявляющееся в фантазиях или сновидениях) быть изнасилованными, поскольку насилие снимает чувство вины, при этом мазохистские наклонности женщины могут стать причиной ее зависимости от преступника.
В отличие от садизма, мазохизм заключается в достижении сексуального наслаждения в ситуациях, связанных с полной подчиненностью и покорностью по отношению к сексуальному партнеру (пассивная алголагния, пассивизм, пассиофилия). Подчинение воле другого человека сопровождается тем, что причиняемая им физическая боль, физические и моральные унижения доставляют мазохисту сексуальное наслаждение. Отношения мазохиста с обществом могут строиться на основе поведения, вызывающего у окружающих негативные реакции, агрессию по отношению к «плохо» себя ведущему мазохисту. Человек как бы наказывает себя, дискредитируя свой имидж, отвергая благожелательность со стороны людей и возможность установления выгодных контактов с потенциальными партнерами, что в дальнейшем порождает у мазохиста чрезмерное чувство вины. Человек с мазохистскими чертами нередко подсознательно, провоцирует напряженность и конфликты в партнерской паре, поскольку это усиливает эмоциональное напряжение и создает возможность наслаждаться самоунижением, самоистязанием и удовлетворять сексуальные потребности в ситуации «наказания» [2].
Садизм и мазохизм представляют собой девиации, дополняющие друг друга и сливающиеся в понятии садомазохизм, который является выражением биполярности и бисексуальности человека. Раньше считали, что садомазохизм ограничивается лишь сферой сексуальности, но в настоящее время стало понятно, что это явление выходит далеко за рамки сексуальности и проявляется в социальной сфере. Здесь интересна и представляется важной мысль З. Фрейда [5] о первоначальном разрушительном влечении: «Мы можем его воспринять лишь при двух условиях – если оно соединяется с эротическими влечениями в мазохизме (аутоагрессия) или если оно как агрессия направлено против внешнего мира (гетероагрессия) – с большим или меньшим эротическим добавлением. Напрашивается мысль о значимости невозможности найти удовлетворение агрессии во внешнем мире. Тогда она, возможно, отступит назад, увеличив силу господствующего внутри саморазрушения. Не нашедшая выхода агрессия может означать тяжёлое повреждение; всё выглядит так, как будто нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя». Таким образом, мазохизм, по своей сути, является направленным на себя садизмом.
У садомазохистов отмечается высокий уровень саморазрушительных потребностей, внешними проявлениями которых являются табакокурение, алкоголизм, склонность к употреблению сильнодействующих и токсических веществ. Более 50% садомазохистов являются алкоголиками, подавляющее большинство их курят [1, 7]. Некоторые садомазохисты причиняют себе достаточно серьезные телесные повреждения, другие же постоянно наносят себе поверхностные повреждения, например, прижигая свою кожу сигаретами, прокалывая ее и т.п. [21]. Неблагополучие подростков из дисфункциональных семейств с жестокой матерью внешне проявляется формирующимся садомазохизмом в виде анорексии или булимии, склонностью к членовредительству, заменяющей нормальную, физиологическую мастурбацию [17].
Садистские и мазохистские наклонности не только не исключают партнерства, но и способствуют укреплению партнерской связи в случае удачного подбора партнерской пары, в которой у одного партнера преобладают садистские наклонности, а у другого — мазохистские. В партнерских отношениях партнер-мазохист ведет себя так, как ему указывает его партнер-садист, что уже доставляет наслаждение обоим. Это делает сексуальные переживания более глубокими и страстными, особенно тогда, чем меньше у человека возможностей удовлетворить свои социальные властные потребности или быть социально востребованным. Людей с садомазохистскими установками сближают два механизма:
1) сексуальная потребность, влекущая взаимно партнеров;
2) потребность в доминировании, лидерстве, власти или в покорности и подчинении.
Садомазохизм, не считая крайних проявлений вроде убийства на фойе сладострастных переживаний или самоубийства на этой же основе, является наиболее распространенной сексуальной девиацией, а в незначительной степени проявляется у всех людей [2].
Массовыми проявлениями садомазохизма в истории были бои гладиаторов, охота на людей в священных рощах во времена Римской империи, взявшей начало у этрусков, военные походы, бои быков, рабство, а также флагеллантизм и аскетизм как порождение христианства. Методы воспитания, основанные на применении телесных наказаний, что нашло широкое применение в Римской империи, способствовали усилению садомазохистских наклонностей. Нас же интересует криминальный аспект садомазохизма.
Реализация садомазохистских наклонностей начинается с соответствующих мастурбаторных фантазий, при этом полное подчинение партнера становится либо экзистенциальной потребностью самоутверждения, либо относительно безвинной партнерской игрой, участие в так называемых BDSM-отношениях (см. ниже). В первом случае, убийство с целью получения сладострастных переживаний является крайним проявлением садизма. Исследования показывают, что детские и подростковые садомазохистские фантазии являются следствием жестокого обращения родителей или иного социального окружения с детьми. В дальнейшем садистские мастурбаторные фантазии, как правило, требуют и находят выход в реальную жизнь, при этом действия садомазохиста во многом являются подсознательным копированием детских травматических воспоминаний [13, 19].